Проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

4.11.2025

Во имя Отца и Сына и Свя­то­го Духа!

Мы сего­дня вспо­ми­на­ем исто­ри­че­ские собы­тия, свя­зан­ные, в том чис­ле, с про­слав­ле­ни­ем обра­за Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, и нель­зя не уди­вить­ся тому, что тогда про­изо­шло с нашей стра­ной. После смер­ти Иоан­на Гроз­но­го воца­рил­ся его сын Фео­дор Иоан­но­вич, кото­рый не имел детей. А когда у царей нет наслед­ни­ков, все­гда воз­ни­ка­ет жела­ние у раз­но­го рода поли­ти­че­ских аван­тю­ри­стов пере­хва­тить власть. Ведь власть пере­да­ва­лась по наслед­ству, а если наслед­ства нет, то у людей силь­ных, бога­тых, име­ю­щих соб­ствен­ные воин­ские дру­жи­ны, появ­ля­ет­ся воз­мож­ность попы­тать­ся эту власть захватить.

Пери­од, о кото­ром я сей­час гово­рю, вошел в исто­рию наше­го Оте­че­ства как Смут­ное вре­мя. Поче­му смут­ное? Сму­та — это поме­ша­тель­ство. Так вот, насту­пи­ло какое-то все­на­род­ное поме­ша­тель­ство, осо­бен­но сре­ди людей во вла­сти сущих, сре­ди бояр, сре­ди тех, кто счи­тал себя вполне достой­ным того, что­бы занять цар­ский пре­стол. И эта борь­ба настоль­ко осла­би­ла Рос­сию, что если бы она не оста­но­ви­лась, то и цар­ству Мос­ков­ско­му настал бы конец.

Но Гос­подь, про­ве­дя через тяже­лей­шее Смут­ное вре­мя наш народ и нашу Цер­ковь, сохра­нил и Оте­че­ство, и Цер­ковь нашу. Конеч­но, взи­рая с боль­шой исто­ри­че­ской дистан­ции на то вре­мя, пони­ма­ешь, что все это было чудом, а зна­чит, вме­ша­тель­ством Божи­им в нашу исто­рию. Не были мы тогда в состо­я­нии отра­зить поль­ские вой­ска, кото­рые были во мно­гом силь­нее, луч­ше воору­же­ны, луч­ше орга­ни­зо­ва­ны, чем мос­ков­ские дру­жи­ны. И совер­шен­но оче­вид­но, что и сре­ди бояр тогдаш­них было мно­го таких, кто счи­тал, что совсем непло­хо будет, если воца­рит­ся поль­ский коро­ле­вич: «Вон как у них в Поль­ше — всё в поряд­ке; может, и у нас поряд­ка будет поболь­ше». Дру­ги­ми сло­ва­ми, эта сму­та сопро­вож­да­лась и внут­рен­ним пре­да­тель­ством, а глав­ное, ослаб­ле­ни­ем спо­соб­но­сти наро­да раз­ли­чать духов и оста­вать­ся вер­ны­ми Церк­ви сво­ей и Оте­че­ству своему.

Но зна­ем, что сму­та про­шла. Про­шла, пото­му что Гос­подь при­к­ло­нил Свою милость. Ведь собы­тия, свя­зан­ные с пре­одо­ле­ни­ем сму­ты, про­изо­шли как бы вопре­ки логи­ке, вопре­ки силе — той самой мощ­ной воен­ной, поли­ти­че­ской силе, кото­рую пред­став­ля­ла собой Поль­ша. Доста­точ­но ска­зать, что в Крем­ле поля­ки сиде­ли. В Крем­ле! И если бы не Пат­ри­арх Ермо­ген, то, может быть, они бы так и оста­лись, и не было бы Рос­сии, не было бы суве­рен­но­го наше­го госу­дар­ства, а была бы Речь Поспо­ли­тая от Бал­тий­ско­го моря до Тихо­го оке­а­на, о чем и меч­та­ли тогдаш­ние поль­ские пра­ви­те­ли, над­мен­но пола­гая, что уж что-что, а с этой лапот­ной Рос­си­ей они разберутся.

Но ниче­го не полу­чи­лось, и были изгна­ны поля­ки. А поче­му? А пото­му что вера пра­во­слав­ная спас­ла людей. Моск­ви­чи пони­ма­ли, что с при­хо­дом к вла­сти ино­зем­ных сил в первую оче­редь постра­да­ет пра­во­слав­ная вера; неиз­вест­но, будет ли она вооб­ще суще­ство­вать на Руси. А ведь вера, в кото­рой были кре­ще­ны пред­ки наши при кня­зе Вла­ди­ми­ре, — это духов­ный стер­жень, осно­ва всей наци­о­наль­ной духов­ной и куль­тур­ной жиз­ни. Имен­но вера в самые тяже­лые момен­ты ино­стран­но­го воен­но­го воз­дей­ствия, да и меж­до­усоб­ных бра­ней моби­ли­зо­ва­ла народ, давая силы сохра­нять совесть и не пере­сту­пать страш­ную чер­ту, за кото­рой сле­до­ва­ло бы раз­ру­ше­ние Церк­ви и страны.

Вот такие собы­тия раз­во­ра­чи­ва­лись в Смут­ное вре­мя. Дей­стви­тель­но, мы были на гра­ни гибе­ли. А какие фак­то­ры тому содей­ство­ва­ли? Преж­де все­го зависть. «Вот там, в Поль­ше, хоро­шо живут, луч­ше, чем мы; да и со всей Запад­ной Евро­пой у них свя­зи — куль­тур­ные, эко­но­ми­че­ские, воен­ные. Так и надо идти по тому же пути, по кото­ро­му пошла сосед­няя Поль­ша, и тогда мы будем таки­ми же силь­ны­ми и бога­ты­ми, и осо­бен­ных вра­гов у нас не будет!» Эта идея, как теперь гово­рят, гло­ба­лиз­ма, а если ска­зать про­ще, под­чи­не­ния более сла­бых более силь­ным в мас­шта­бах пла­не­ты или кон­ти­нен­та, пора­зи­ла тогда созна­ние мно­гих рус­ских людей, вклю­чая, к сожа­ле­нию, и во вла­сти сущих. Но были и те, кто с этим не согла­сил­ся, — в первую оче­редь свя­ти­тель Ермо­ген, Пат­ри­арх всея Руси. Когда поль­ские отря­ды вошли в Кремль, пер­вое, что они сде­ла­ли, — при­зва­ли к себе Пат­ри­ар­ха и потре­бо­ва­ли от него при­зна­ния новой вла­сти. Более того, он дол­жен был обра­тить­ся с посла­ни­ем ко все­му наро­ду, что­бы народ за ним пошел и так­же при­знал новую власть. Дру­ги­ми сло­ва­ми, они тре­бо­ва­ли от Пат­ри­ар­ха Ермо­ге­на тако­го пре­да­тель­ства, за кото­рым после­до­ва­ло бы исчез­но­ве­ние России.

И мы зна­ем, что Свя­тей­ший не дрог­нул, хотя под­верг­ся жесто­ким пыт­кам. В под­зем­ных казе­ма­тах Крем­ля, в холод­ное вре­мя года, на каком-то клоч­ке соло­мы он спал прак­ти­че­ски без еды и без питья, мучи­мый теми, кто пытал­ся вырвать из его созна­ния ответ­ствен­ность за Цер­ковь Божию в Рос­сии и за свой народ. Ниче­го не полу­чи­лось! Ныне свя­ти­тель Ермо­ген почи­ва­ет сво­и­ми моща­ми здесь, в глав­ном хра­ме всея Руси, и мы молим­ся, вспо­ми­ная его подвиг — и духов­ный подвиг води­тель­ства Рус­ской Цер­ко­вью и рус­ским наро­дом, и физи­че­ский подвиг про­ти­во­сто­я­ния ино­зем­ным захватчикам.

На про­тя­же­нии после­ду­ю­щих лет исто­ри­че­ско­го бытия нашей стра­ны мы про­хо­ди­ли не менее страш­ные и судь­бо­нос­ные испы­та­ния, чем в Смут­ное вре­мя. Чего сто­и­ла толь­ко рево­лю­ция в нашей стране, кото­рая раз­ру­ши­ла пра­во­слав­ную стра­ну, про­воз­гла­сив стро­и­тель­ство како­го-то чуд­но­го, ска­зоч­но­го мира, в кото­ром «кто был никем, тот ста­нет всем», «у каж­до­го будет по потреб­но­стям», и люди будут иметь все, что хотят! Толь­ко две вещи надо было сде­лать: уни­что­жить тех, кто был носи­те­лем исто­ри­че­ской памя­ти и не верил в эту сказ­ку, и Цер­ковь уни­что­жить, кото­рая была носи­те­лем сове­сти народ­ной и духов­ной силы.

Мы зна­ем, что этот страш­ный экс­пе­ри­мент длил­ся деся­ти­ле­ти­я­ми. Что в тече­ние этих вре­мен мы про­шли через вой­ны, одна из кото­рых была самой страш­ной в исто­рии рода чело­ве­че­ско­го. Мы назы­ва­ем ее Вели­кой Оте­че­ствен­ной, хотя в дру­гих местах ее назы­ва­ют Вто­рой миро­вой — в том смыс­ле, что весь мир был вовле­чен в этот кон­фликт. Дей­стви­тель­но, сно­ва навис­ла тогда страш­ная угро­за над наро­дом нашим, над стра­ной нашей, над Цер­ко­вью нашей, но не исче­за­ла вера пра­во­слав­ная из сер­дец люд­ских. И даже тогдаш­ние пра­ви­те­ли, боль­шин­ство из кото­рых в Бога не вери­ли, в тот самый момент обра­ти­лись с прось­бой к тогдаш­не­му Место­блю­сти­те­лю мит­ро­по­ли­ту Сер­гию. А может быть, тай­но, исклю­чать это­го нель­зя, и к Богу обра­ща­лись, пото­му что очень близ­ко были к поги­бе­ли. И Гос­подь совер­шил — рука­ми, созна­ни­ем, волей наше­го наро­да — бес­при­мер­ную побе­ду над вра­гом, кото­рый одо­лел всю Европу.

Пере­чис­ляя эти исто­ри­че­ские собы­тия, хоте­лось бы ска­зать толь­ко об одном: Русь непо­бе­ди­ма. Толь­ко народ дол­жен не отка­зы­вать­ся от сво­ей веры даже в тех слу­ча­ях, когда внеш­ние и внут­рен­ние поли­ти­че­ские обсто­я­тель­ства не очень это­му бла­го­при­ят­ству­ют, как то было во вре­ме­на Совет­ско­го Сою­за. А веру мы с вами сохра­ни­ли, детей и вну­ков вос­пи­та­ли, и про­шел пери­од без­бо­жия, так что теперь даже те люди, кото­рые пар­тий­но свя­за­ны с рево­лю­ци­о­не­ра­ми, тоже при­хо­дят в Цер­ковь и в Бога верят.

Про­изо­шел огром­ный пере­во­рот в созна­нии наше­го наро­да. Поче­му? Да пото­му что исто­ри­че­ский опыт Рос­сии не может оста­вить чело­ве­ка рав­но­душ­ным к тому, как все это про­изо­шло. Как, ока­зав­шись на краю про­па­сти, уже будучи в пред­став­ле­нии дру­гих наро­дов поли­ти­че­ски­ми тру­па­ми, мы неод­но­крат­но вос­кре­са­ли. Народ вос­кре­сал, и Рос­сия сно­ва ста­но­ви­лась вели­кой непо­бе­ди­мой страной.

Как важ­но, что мы про­шли вре­мя без­бо­жия! И сего­дня, еще раз хочу под­черк­нуть, и Пре­зи­дент наш, и пре­мьер, и во вла­сти сущие, и вое­на­чаль­ни­ки — люди пра­во­слав­ные, а это очень мно­гое зна­чит, ведь в сво­их тру­дах они молит­вой при­зы­ва­ют помощь Божию. А наша зада­ча — молить­ся сего­дня за вла­сти и воин­ства. Не «авто­ма­ти­че­ски», не толь­ко так, как это в слу­жеб­ни­ке напи­са­но, но вся­кий раз соеди­няя нашу молит­ву с кон­крет­ны­ми людь­ми и, конеч­но, с теми, кто сего­дня на поле бра­ни защи­ща­ет сво­бо­ду нашей страны.

Так цер­ков­ная исто­рия пере­пле­та­ет­ся со свет­ской. А что это озна­ча­ет? Это озна­ча­ет, что Гос­подь при­сут­ству­ет и в жиз­ни наро­да, и в жиз­ни стра­ны. Но при одном усло­вии — если народ от Бога не отка­зы­ва­ет­ся, если народ не пере­ста­ет молить­ся, если народ не отка­зы­ва­ет­ся от духов­ных нрав­ствен­ных прин­ци­пов чело­ве­че­ско­го бытия и чело­ве­че­ско­го обще­жи­тия, кото­рые толь­ко и ведут к пол­но­те жиз­ни, а зна­чит, к чело­ве­че­ско­му счастью.

Еще раз под­черк­ну: живя в усло­ви­ях бла­го­по­луч­ных и вспо­ми­ная вре­ме­на тра­ги­че­ские, но одно­вре­мен­но геро­и­че­ские, мы долж­ны воз­бла­го­да­рить Гос­по­да и за про­шлое, и за насто­я­щее, и про­сить Его о буду­щем, что­бы скло­нил Гос­подь милость Свою над стра­ной нашей, над наро­дом нашим, укре­пил веру пра­во­слав­ную в серд­цах людей, огра­дил их от вся­ко­го вра­га и супо­ста­та, а так­же от вся­ких соблаз­нов, кото­рые отда­ля­ют чело­ве­ка от Бога, а зна­чит, лиша­ют его спо­соб­но­сти опи­рать­ся на силу Божию.

Еще раз поздрав­ляю вас с этим заме­ча­тель­ным празд­ни­ком! Вспо­ми­ная геро­и­че­ские стра­ни­цы жиз­ни наро­да и Церк­ви, нель­зя не воз­бла­го­да­рить Гос­по­да за всё — за то, что мы про­шли как народ, за то, что мы выжи­ли в тяже­лей­ших усло­ви­ях войн, за то, что мы сохра­ни­ли веру пра­во­слав­ную во вре­ме­на страш­ных, не зна­ю­щих пре­це­ден­та, гоне­ний, и за то, что мы сно­ва с вами соби­ра­ем­ся в цен­тре нашей Роди­ны, в этом собо­ре всея Руси, в Успен­ском собо­ре, что­бы про­сла­вить имя Гос­по­да и Спа­си­те­ля наше­го и воз­бла­го­да­рить Пре­чи­стую Цари­цу Небес­ную за Ее милость, за Ее Покров над стра­ной нашей и над все­ми нами. С празд­ни­ком, мои доро­гие! Хра­ни вас Гос­подь и Матерь Божия!

Проповедь в Неделю 20‑ю по Пятидесятнице после Литургии в Новодевичьем ставропигиальном монастыре г. Москвы

Проповедь в Неделю 20‑ю по Пятидесятнице после Литургии в Новодевичьем ставропигиальном монастыре г. Москвы

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Всегда о многом вспоминаю, когда совершаю богослужение в этом храме. О величии сей обители в стародавние времена. О трудностях, которые преодолевала наша Церковь вместе со своими обителями в...

Проповедь после Литургии в храме великомученика Георгия Победоносца г. Ростова-на-Дону

Проповедь после Литургии в храме великомученика Георгия Победоносца г. Ростова-на-Дону

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Глубокоуважаемый господин губернатор! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры! Я всех вас сердечно приветствую с этим замечательным, по меркам области, даже историческим событием. Когда мы строим и освящаем храмы — мы...

Проповедь в праздник Покрова Пресвятой Богородицы после Литургии в Покровском ставропигиальном монастыре

Проповедь в праздник Покрова Пресвятой Богородицы после Литургии в Покровском ставропигиальном монастыре

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Многочтимая матушка игумения! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую с великим праздником Покрова Пресвятой Богородицы и с событиями, которые связаны с открытием этого святого места, с началом...