Проповедь после Литургии в храме великомученика Георгия Победоносца г. Ростова-на-Дону

19.10.2025

Ваши Высо­ко­прео­свя­щен­ства и Прео­свя­щен­ства! Глу­бо­ко­ува­жа­е­мый гос­по­дин губер­на­тор! Доро­гие вла­ды­ки, отцы, бра­тья и сестры!

Я всех вас сер­деч­но при­вет­ствую с этим заме­ча­тель­ным, по мер­кам обла­сти, даже исто­ри­че­ским собы­ти­ем. Когда мы стро­им и освя­ща­ем хра­мы — мы закла­ды­ва­ем фун­да­мент для даль­ней­ше­го духов­но­го, нрав­ствен­но­го и вооб­ще все­сто­рон­не­го раз­ви­тия наше­го наро­да, наше­го обще­ства, а через это — и мощь наше­го государства.

Когда мы гово­рим о мощи госу­дар­ства, мы ведь в первую оче­редь под­ра­зу­ме­ва­ем его спо­соб­ность обес­пе­чи­вать свой суве­ре­ни­тет. А обес­пе­че­ние суве­ре­ни­те­та осу­ществ­ля­ет­ся мно­ги­ми сред­ства­ми. Но наи­бо­лее дра­ма­ти­че­ским, труд­ным и одно­вре­мен­но геро­и­че­ским явля­ет­ся защи­та Роди­ны. Вот поче­му все­гда народ и Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь с любо­вью и ува­же­ни­ем отно­си­лась к защит­ни­кам Отечества.

Так было все­гда — и в цар­ское вре­мя, и в совет­ское вре­мя, и ныне, когда мы живем в новых усло­ви­ях. Цер­ковь вне зави­си­мо­сти от того, как власть отно­си­лась к самой воз­мож­но­сти вза­и­мо­дей­ствия Церк­ви с Воору­жен­ны­ми сила­ми, со сво­ей сто­ро­ны все­гда ста­ра­лась быть вме­сте с воинством.

Как мне об этом гово­ри­ли те, кто сто­ит на пере­до­вой в нынеш­нем воен­ном про­ти­во­дей­ствии враж­деб­ным нам силам, вои­ну нуж­но встать и пой­ти навстре­чу воз­мож­ной смер­ти, тогда ника­ких ате­и­стов не суще­ству­ет. Толь­ко одни пря­мо кре­стят­ся, молят­ся, обра­ща­ют­ся к Гос­по­ду, дру­гие про­яв­ля­ют свою рели­ги­оз­ность более сдер­жан­но. И имен­но там так нуж­да­ет­ся наш воин, защит­ник Оте­че­ства, в том, что­бы вме­сте с ним был ангел-хра­ни­тель, что­бы рядом с ним была боже­ствен­ная бла­го­дать, укреп­ля­ю­щая его, даю­щая силы на подвиг и дару­ю­щая надеж­ду на воз­вра­ще­ние с битвы.

Все­гда на про­тя­же­нии всей исто­рии Рос­сии Воору­жен­ные силы и Цер­ковь были как один еди­ный орга­низм. В после­ре­во­лю­ци­он­ные годы одной из при­чин уни­что­же­ния Рус­ской Церк­ви была эта ее связь с Воору­жен­ны­ми сила­ми Рос­сии, с геро­я­ми Рос­сии, ее огром­ный авто­ри­тет сре­ди наро­да и воин­ства. Мы зна­ем, что это был каток страш­ных гоне­ний, пре­це­ден­та кото­рых нет в миро­вой исто­рии, пото­му что даже гоне­ния Рим­ской импе­рии — это ничто перед этим ужа­сом и кош­ма­ром, этим вар­вар­ским истреб­ле­ни­ем свя­тынь, хра­мов, мона­сты­рей, духов­ной жиз­ни, но самое глав­ное веру­ю­щих людей. Ни с чем не может срав­нить­ся страш­ный и кро­ва­вый опыт нашей страны.

И вот, вый­дя из это­го умо­по­мра­че­ния, из это­го нрав­ствен­но­го, духов­но­го и, мож­но ска­зать, граж­дан­ско­го потря­се­ния, мы вошли в новую эпо­ху, то есть в ста­рую, но в новых усло­ви­ях, когда во гла­ве госу­дар­ства пра­во­слав­ный Пре­зи­дент, глав­но­ко­ман­ду­ю­щий Воору­жен­ны­ми сила­ми Рос­сий­ской Феде­ра­ции, когда высо­кие воен­ные началь­ни­ки, а так­же наши офи­це­ры и сол­да­ты, мат­ро­сы при­бе­га­ют к помо­щи Божи­ей через молит­ву, через при­ча­ще­ние Свя­тых Хри­сто­вых Таин, через совер­ше­ние молеб­ствий, осо­бен­но в тот момент, кото­рый пред­ше­ству­ет наи­слож­ней­шим воен­ным дей­стви­ям, из кото­рых не каж­дый воз­вра­ща­ет­ся живым и здоровым.

Эта Боже­ствен­ная помощь людям, нахо­дя­щим­ся в тяже­лей­ших жиз­нен­ных обсто­я­тель­ствах, и явля­ет­ся самым силь­ным дока­за­тель­ством бытия Божия в первую оче­редь для всех, кто в ответ на свою молит­ву вышел живым, кто пре­одо­лел ране­ния и стал здо­ро­вым. И вот поче­му сего­дня, посе­щая в том чис­ле гос­пи­та­ли, в кото­рых лежат наши ране­ные бой­цы, я с радо­стью сви­де­тель­ствую о реаль­ном воз­рож­де­нии веры. Сре­ди тех, кто на этих кой­ках лежит с тяже­лы­ми уве­чья­ми, нет без­бож­ни­ков, никто не хулит Имя Божие, не гово­рит: «Поче­му же это я попал в такое поло­же­ние? Где Ты? А может Тебя вооб­ще нет?» Нет таких людей. Люди вер­ну­лись к вере пра­во­слав­ной, и в этом вели­кая сила и наше­го воин­ства, и наше­го народа.

Об этом осо­бен­но хочет­ся ска­зать, здесь, на южном пору­бе­жье Руси, на зем­ле, кото­рая отме­че­на мно­ги­ми воин­ски­ми подви­га­ми каза­ков и вои­нов Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны. Да и сей­час, мы зна­ем, люди, свя­зан­ные с этим реги­о­ном, тоже неред­ко ста­но­вят­ся жерт­ва­ми той борь­бы, кото­рую ведет наш народ с опас­ным вра­гом, стре­мя­щим­ся раз­ру­шить вся­кую воз­мож­ность для Рос­сии быть по-насто­я­ще­му вели­кой, а зна­чит неза­ви­си­мой дер­жа­вой, како­вой мы сего­дня явля­ем­ся. По паль­цам одной руки мож­но пере­чис­лить неза­ви­си­мые госу­дар­ства. Те, кото­рые назы­ва­ют себя суве­рен­ны­ми, чаще все­го таки­ми не явля­ют­ся. Они под­чи­ня­ют­ся той самой силе, кото­рой уда­лось под­мять под себя мно­гие госу­дар­ства и наро­ды. А Рос­сия — суве­рен­ное госу­дар­ство, зна­чит под­лин­но неза­ви­си­мое, под­лин­но сво­бод­ное. И на стра­же этой неза­ви­си­мо­сти и сво­бо­ды — наши Воору­жен­ные силы и, не побо­юсь ска­зать, — Рус­ская Пра­во­слав­ная Церковь.

Пото­му так мно­го обще­го свя­зы­ва­ет Цер­ковь с Воору­жен­ны­ми сила­ми. И там, и тут — подвиг. И там, и тут — забо­та о Родине. И там, и тут — забо­та о тех, кто постра­дал в резуль­та­те воен­ных дей­ствий. И всё, о чем я сей­час гово­рю, мож­но ска­зать о той зем­ле, на кото­рой мы сего­дня с вами сто­им и совер­ша­ем бого­слу­же­ние, зем­ле, про­сла­вив­шей­ся подви­га­ми каза­чьих вре­мен и, при сохра­не­нии каза­чьих тра­ди­ций, подви­га­ми наших вои­нов в нынеш­них воен­ных дей­стви­ях. На этой зем­ле осо­бен­но чув­ству­ет­ся муже­ство, сила духа и геро­изм наше­го наро­да, наших вои­нов и, конеч­но, то заме­ча­тель­ное еди­не­ние, в кото­ром сего­дня пре­бы­ва­ют и народ, и Цер­ковь, и поли­ти­че­ская власть, и воинство.

Пока так — Рос­сия непо­бе­ди­ма. Если мы хотим, что­бы ника­кой враг и супо­стат не побе­дил нас, мы долж­ны быть таки­ми — соеди­ня­ю­щи­ми мате­ри­аль­ное и духов­ное, соеди­ня­ю­щи­ми пат­ри­о­ти­че­скую пози­цию со вза­и­мо­дей­стви­ем с Рус­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью. А Рус­ская Цер­ковь долж­на вза­и­мо­дей­ство­вать со все­ми бла­го­на­ме­рен­ны­ми поли­ти­че­ски­ми сила­ми, но в первую оче­редь под­дер­жи­вать власть, кото­рая сего­дня дей­стви­тель­но сто­ит на защи­те под­лин­ных инте­ре­сов Отечества.

Осо­бен­но хоте­лось ска­зать обо всем этом здесь, на этой геро­и­че­ской зем­ле, кото­рая до сих пор в каком-то смыс­ле явля­ет­ся погра­нич­ной, где неслу­чай­но воз­ник­ло и ста­ло раз­ви­вать­ся каза­че­ство как погра­нич­ные вой­ска, в первую оче­редь ограж­дав­шие рубе­жи Оте­че­ства. Дай Бог, что­бы и сего­дня Воору­жен­ные силы наши, вклю­чая, конеч­но, каза­чьи соеди­не­ния, были спо­соб­ны и достой­ны встре­тить любо­го вра­га и супо­ста­та, и огра­дить наше Оте­че­ство от наше­ствий ино­пле­мен­ных, а так­же и от меж­до­усоб­ной бра­ни, кото­рая явля­ет­ся очень желан­ной целью для тех, кто хотел бы осла­бить Рос­сию, а потом и лишить ее суве­ре­ни­те­та. Поэто­му и роль Воору­жен­ных сил, и зна­че­ние Церк­ви в сохра­не­нии внут­рен­не­го един­ства и защи­ты внеш­них рубе­жей наше­го Оте­че­ства явля­ют­ся очень важ­ны­ми. И я обра­ща­юсь к духо­вен­ству, осо­бен­но к тем, кто слу­жит в Воору­жен­ных силах, — пом­нить и все­гда созна­вать свою осо­бен­ную ответственность.

Всех вас, вла­ды­ка мит­ро­по­лит, доро­гие вла­ды­ки, отцы, бра­тья, сест­ры, еще и еще раз хотел бы поздра­вить с сего­дняш­ним празд­ни­ком, поже­лать вам помо­щи Божи­ей, дабы Покров Пре­чи­стой Цари­цы Небес­ной пре­бы­вал над этой зем­лей, над каж­дой семьей, над каж­дым из нас. И пусть хра­нит Цари­ца Небес­ная Рос­сию, как Она хра­ни­ла ее на про­тя­же­нии тыся­че­ле­тия от вра­гов и супо­ста­тов, не давая им воз­мож­ность пора­бо­тить народ, лишить его сво­бо­ды, лишить его веры и оста­но­вить нашу геро­и­че­скую народ­ную исто­рию. Да хра­нит Гос­подь всех вас, да умно­жа­ет Он наши силы в борь­бе с вра­га­ми и супо­ста­та­ми, но самое глав­ное — в борь­бе с гре­хом, в укреп­ле­нии духов­ной, нрав­ствен­ной силы наше­го наро­да, кото­рая явля­ет­ся осно­вой в том чис­ле и геро­из­ма, пото­му что геро­изм — это вели­чай­шее про­яв­ле­ние духа и нрав­ствен­но­сти чело­ве­ка. Пусть Гос­подь помо­га­ет всем нам в это непро­стое вре­мя вме­сте друг с дру­гом, сооб­ща рабо­тать для бла­га Оте­че­ства и сохра­нять наше един­ство в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. Аминь! С празд­ни­ком всех вас поздравляю!

Проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Мы сегодня вспоминаем исторические события, связанные, в том числе, с прославлением образа Пресвятой Богородицы, и нельзя не удивиться тому, что тогда произошло с нашей страной. После смерти Иоанна Грозного воцарился его сын Феодор...

Проповедь в Неделю 20‑ю по Пятидесятнице после Литургии в Новодевичьем ставропигиальном монастыре г. Москвы

Проповедь в Неделю 20‑ю по Пятидесятнице после Литургии в Новодевичьем ставропигиальном монастыре г. Москвы

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Всегда о многом вспоминаю, когда совершаю богослужение в этом храме. О величии сей обители в стародавние времена. О трудностях, которые преодолевала наша Церковь вместе со своими обителями в...

Проповедь в праздник Покрова Пресвятой Богородицы после Литургии в Покровском ставропигиальном монастыре

Проповедь в праздник Покрова Пресвятой Богородицы после Литургии в Покровском ставропигиальном монастыре

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Многочтимая матушка игумения! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую с великим праздником Покрова Пресвятой Богородицы и с событиями, которые связаны с открытием этого святого места, с началом...