Проповедь после Литургии в Троицком храме с. Саввино Московской области

12.10.2025

Бла­го­да­рю Вас, Ваше Высо­ко­прео­свя­щен­ство вла­ды­ка Павел, доро­гие вла­ды­ки, отцы и бра­тья, за ваши доб­рые сло­ва, за сов­мест­ную молит­ву в этом пре­крас­ном месте, где мно­же­ство бого­моль­цев собра­лись сего­дня, а где двое или трое собра­ны во имя Мое, там Я посре­ди них (см. Мф. 18:20).

Каж­дый из нас несет на себе печать гре­ха, несо­вер­шен­ства, некой него­тов­но­сти встре­чи с Гос­по­дом. Но ведь не ска­за­но Гос­по­дом: «где собра­ны двое или трое без вся­ких гре­хов, там Я сре­ди них». Гос­подь тако­го не гово­рил. В дни Сво­ей зем­ной жиз­ни Он при­хо­дил к греш­ни­кам, мыта­рям, блуд­ни­цам. К людям, кото­ры­ми брез­го­ва­ло тогдаш­нее обще­ство, — а Он был вме­сте с ними, Он им тоже нес Свою про­по­ведь, и сколь­ко же таких было спасено!

Заме­ча­тель­ная мис­сия Церк­ви, кото­рая на про­тя­же­нии двух тысяч лет обра­ща­ет­ся не столь­ко к силь­ным, сколь­ко к сла­бым! Когда я упо­треб­ляю эти сло­ва — «силь­ные», «сла­бые», — я имею в виду, конеч­но, не силу мышц и даже не силу финан­сов, пото­му что даже бога­тый чело­век может быть очень сла­бым, боль­ным и нуж­дать­ся в помо­щи. Ведь не здо­ро­вые, как ска­зал Гос­подь, име­ют нуж­ду во вра­че, но боль­ные. А каж­дый из нас име­ет в сво­ей душе некие изъ­я­ны, некие сла­бые места, кото­рые неред­ко реа­ли­зу­ют­ся и в наших гре­хов­ных мыс­лях, а порой и в дей­стви­ях. И как болезнь физи­че­ская есть откло­не­ние от нор­мы, вот так и эти гре­хи, боль­шие или малые, кото­рые при­сут­ству­ют в нашей душе, в нашем созна­нии, а ино­гда и в наших поступ­ках, — это тоже откло­не­ние от нор­мы, сле­дуя кото­рой, мы обре­та­ем спа­се­ние. То есть Гос­подь, силой Сво­ей бла­го­да­ти, трое­крат­но воз­да­ет нам за наши доб­рые дела и поступки.

Очень важ­но пом­нить, что имен­но так чело­век и дол­жен жить, при­бли­жа­ясь ко Гос­по­ду и посто­ян­но исполь­зуя такой силь­ный инстру­мент, как молит­ва, как при­ча­стие Свя­тых Хри­сто­вых Таин. Но к это­му непре­мен­но нуж­но доба­вить доб­рые дела, пото­му что, если вера не сопро­вож­да­ет­ся доб­ры­ми дела­ми, то это медь зве­ня­щая и ким­вал бря­ца­ю­щий (см. 1 Кор. 13:1), то есть от этой веры ниче­го не остается.

А теперь давай­те спро­сим самих себя. Вот мы сего­дня в таком мно­же­стве здесь собра­ны, а мно­гие ли из нас дей­стви­тель­но могут ска­зать: «Ну, это не про меня, я все-таки помо­гаю»? Несо­мнен­но, мно­гие ска­жут: «Да-да, помо­гаю — и роди­те­лям сво­им пре­ста­ре­лым, и детям сво­им, кото­рых вос­пи­тать надо, и сосе­дям несчаст­ным». Ну, а кто-то может ска­зать: «А у меня вро­де как и помо­гать неко­му — все вокруг меня бла­го­по­луч­ные, живу в дач­ном посел­ке, где трех­этаж­ные особ­ня­ки»? Но ведь в этих особ­ня­ках и про­ис­хо­дят порой самые тяже­лые чело­ве­че­ские тра­ге­дии! Пото­му что ника­кие особ­ня­ки, ника­кое богат­ство не предо­хра­ня­ют чело­ве­ка от скор­бей, от болез­ней душев­ных. От телес­ной болез­ни — да, мож­но выле­чить­ся, запла­тив. А душев­ная боль при­во­дит к раз­ла­ду в семье, к рас­па­ду супру­же­ских отно­ше­ний, к отсут­ствию пони­ма­ния меж­ду детьми и роди­те­ля­ми — так быва­ет даже за самы­ми высо­ки­ми забо­ра­ми, в самых доро­гих домах. Пото­му что, если чело­век не борет­ся с гре­хом, ника­кие сте­ны не убе­ре­гут его от тяж­ких внут­рен­них пере­жи­ва­ний. И есть толь­ко одна сте­на, кото­рая убе­ре­жет, — это наша вера.

Это очень про­стая муд­рость, и ведь она про­ис­те­ка­ет из прак­ти­ки жиз­ни. Это­му мы науче­ны свя­тым сло­вом Божи­им, апо­столь­ски­ми Посла­ни­я­ми, свя­ты­ми отца­ми — мно­же­ство тек­стов, при серьез­ном их усво­е­нии, помо­га­ют чело­ве­ку избе­жать того, что мы назы­ва­ем неуда­ча­ми, наши­ми жиз­нен­ны­ми скорбями.

Гос­подь при­шел в мир, как Он сам ска­зал, не для того что­бы лечить здо­ро­вых, но боль­ных, — имея в виду не толь­ко боль­ных, кото­рых Он исце­лял и вос­кре­шал, но в первую оче­редь людей духов­но боль­ных. Тех, кто счи­та­ют себя неудач­ни­ка­ми, тех, кто запу­тал­ся в жиз­ни, тех, кто не может вый­ти из слож­ных жиз­нен­ных обсто­я­тельств. Дру­ги­ми сло­ва­ми, пере­хо­дя порог хра­ма Божи­его, каж­дый из нас дол­жен созна­вать, что при­шел в лечеб­ни­цу. В ту самую боль­ни­цу, где его ждут, где от него ниче­го не потре­бу­ют. Если есть воз­мож­ность пожерт­во­вать — пожерт­вуй, а нет воз­мож­но­сти — никто тебе об этом не напом­нит. Пото­му что храм Божий — это лечеб­ни­ца, осво­бож­да­ю­щая нас от наших внут­рен­них неду­гов, а каж­дый чело­век таки­ми неду­га­ми стра­да­ет. И лекар­ством в этой боль­ни­це явля­ют­ся наша молит­ва и таин­ства, в первую оче­редь таин­ство свя­той Евха­ри­стии, при­ча­ще­ния Тела и Кро­ви Гос­по­да и Спа­си­те­ля наше­го, кото­рое долж­но пред­ва­рять­ся испо­ве­дью в наших гре­хах. Поче­му? Да пото­му что в зло­ху­дож­ную душу, как гово­рит сло­во Божие, не вни­дет пре­муд­рость и не оби­та­ет в теле, повин­ном гре­ху (см. Прем. 1:4). А если душа зло­ху­дож­ная, если грех не рас­ка­ян, если всё это не пере­осмыс­ле­но, то неспра­вед­ли­во тре­бо­вать помо­щи от Господа.

Конеч­но, спра­вед­ли­вость Боже­ствен­ная — это не чело­ве­че­ская спра­вед­ли­вость, и Гос­подь про­ща­ет наши гре­хи, пото­му что Бог есть любовь (1 Ин. 4:8). Но ведь в ответ на Божию любовь мы долж­ны Ему чем-то отве­чать. Хотя бы самым малым — в храм ходить поча­ще. Насту­па­ет вос­крес­ный день — не к теле­ви­зо­ру с утра при­па­дать, а пере­кре­стить­ся и в храм пой­ти, взять детей с собой, супру­гу, если тако­вая есть. Помо­лить­ся, испро­сить у Гос­по­да помо­щи и про­ще­ния за свои гре­хи. И с каким чув­ством люди обыч­но выхо­дят из хра­ма? С радост­ным, свет­лым. Нико­гда посе­ще­ние хра­ма не остав­ля­ет тяже­лых чувств! Един­ствен­ное исклю­че­ние — когда чело­век при­хо­дит с дур­ным наме­ре­ни­ем иску­шать Бога: «Вот я сей­час помо­люсь и посмот­рим, помо­жешь Ты мне или нет». Выхо­дит и гово­рит: «Не помог, а зна­чит, и Бога нет». Но если мы со сми­ре­ни­ем, любо­вью, верой про­сим Гос­по­да даже о мело­чах, но эти мело­чи для нас важ­ны, то Гос­подь в ответ на молит­ву помо­га­ет исце­лить и эти мело­чи или избе­жать их последствий.

Дру­ги­ми сло­ва­ми, жизнь веру­ю­ще­го чело­ве­ка пред­по­ла­га­ет не толь­ко осо­зна­ние себя как кре­ще­но­го, пра­во­слав­но­го, но в первую оче­редь нали­чие посто­ян­ной свя­зи с Богом. И дома, через молит­ву, но луч­ше все­го — когда мы все вме­сте соби­ра­ем­ся в хра­ме. Поче­му? Неод­но­крат­но об этом гово­рил и сей­час повто­рю — пото­му что Сам Гос­подь ска­зал: где двое или трое собра­ны во имя Мое, там Я посре­ди них (см. Мф. 18:20). А если пере­ве­сти это на совре­мен­ный понят­ный язык, то одна энер­гия раз­ви­ва­ет­ся чело­ве­ком, моля­щим­ся в оди­но­че­стве, но совсем дру­гая — от десят­ков, сотен и тысяч людей, кото­рые обра­ща­ют­ся к Богу. Это слов­но огнен­ный столб, иду­щий к небу, — каж­дый вкла­ды­ва­ет свое, но к небу вос­хо­дит еди­ный столб нашей молит­вы, и Гос­подь ее слы­шит. Поэто­му так необ­хо­ди­мы посе­ще­ние хра­ма, искрен­няя молит­ва, да и вооб­ще жизнь в соот­вет­ствии с Божи­и­ми запо­ве­дя­ми. А уж когда силы воли не хва­та­ет все это испол­нять, то, по край­ней мере, необ­хо­ди­мо чисто­сер­деч­ное рас­ка­я­ние во вре­мя испо­ве­ди и при­ча­ще­ния Свя­тых Хри­сто­вых Таин.

Дей­стви­тель­но, храм Божий — это лечеб­ни­ца, где исце­ля­ют­ся самые страш­ные неду­ги. Поче­му страш­ные? А пото­му что физи­че­ский недуг, даже самый тяже­лый, может лишь осла­бить и даже умерт­вить орга­низм чело­ве­ка, но он не затра­ги­ва­ет его душу. Бес­смерт­ная душа оста­ет­ся живой. А вот когда мы душу свою губим, когда мы ее не лечим, когда мы не испо­ве­ду­ем свои гре­хи, когда мы абсо­лют­но игно­ри­ру­ем все боже­ствен­ные запо­ве­ди, живя как языч­ни­ки, вот тогда душа наша под­вер­га­ет­ся смер­тель­ной опас­но­сти, пото­му что изле­чить ее никто не может — даже Гос­подь, если мы Его об этом не просим.

Да помо­га­ет нам Вос­крес­ший ради наше­го спа­се­ния Гос­подь наш Иисус Хри­стос! Да помо­га­ет в самых труд­ных жиз­нен­ных обсто­я­тель­ствах не забы­вать о Его мило­сер­дии, о Его люб­ви и пом­нить, что жизнь с Богом испол­не­на надеж­ды. Не надей­тесь на кня­зи, на сыны чело­ве­че­ские, — учит нас сло­во Божие, — в них нет спа­се­ния (см. Пс. 145:3). А Гос­подь спа­са­ет! И в мело­чах нам помо­га­ет, и в самом слож­ном спа­са­ет, пото­му что Он любит нас, пото­му что Он жизнь Свою за нас отдал, пото­му что Он дей­стви­тель­но при­ни­ма­ет наши молит­вы. Пред­ставь­те себе мил­ли­ар­ды и мил­ли­ар­ды моля­щих­ся людей! И Гос­подь все эти молит­вы при­ни­ма­ет, если толь­ко люди обра­ща­ют­ся к Нему с верой и готов­но­стью изме­нить свою жизнь, когда эта жизнь ста­но­вит­ся пре­гра­дой тому, что­бы Гос­подь слы­шал наши молитвы.

Молит­ва­ми свя­ти­те­ля и чудо­твор­ца Нико­лая, молит­ва­ми всех свя­тых, в зем­ле Рус­ской про­си­яв­ших, да хра­нит Гос­подь Оте­че­ство наше от вра­гов внеш­них и внут­рен­них! Да укреп­ля­ет силы наше­го пра­во­слав­но­го Пре­зи­ден­та, на долю кото­ро­го выда­лась тяже­лей­шая и ответ­ствен­ней­шая мис­сия воз­глав­лять, в том чис­ле, обо­ро­ну стра­ны, обе­ре­гать ее от вра­гов, кото­рые опол­чи­ша­ся на нас, как гово­рим мы об этом в сво­их молит­вах. А так­же и силы всех тех, кто во вла­сти, на кого воз­ла­га­ет­ся боль­шая ответ­ствен­ность. Необя­за­тель­но назы­вая по име­нам — конеч­но, Пре­зи­ден­та непре­мен­но по име­ни, но если име­ни не зна­е­те мест­но­го началь­ни­ка, все рав­но непло­хо вспом­нить и попро­сить Гос­по­да, что­бы Он вра­зу­мил это­го чело­ве­ка, воз­гла­го­лал в серд­це его бла­гая о Церк­ви и о людях, вве­рен­ных ему. Дру­ги­ми сло­ва­ми, молит­ва, кото­рую мы обра­ща­ем к Богу о власть иму­щих, — это одна из воз­мож­но­стей для нахо­дя­щих­ся во вла­сти обре­сти тот путь испол­не­ния сво­их слу­жеб­ных обя­зан­но­стей, кото­рый будет и при­но­сить бла­го людям, и при­ве­дет их самих ко спасению.

Всех вас, мои доро­гие, сер­деч­но при­вет­ствую и поздрав­ляю с этим пре­крас­ным днем! Хра­ни вас Господь!

Проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Мы сегодня вспоминаем исторические события, связанные, в том числе, с прославлением образа Пресвятой Богородицы, и нельзя не удивиться тому, что тогда произошло с нашей страной. После смерти Иоанна Грозного воцарился его сын Феодор...

Проповедь в Неделю 20‑ю по Пятидесятнице после Литургии в Новодевичьем ставропигиальном монастыре г. Москвы

Проповедь в Неделю 20‑ю по Пятидесятнице после Литургии в Новодевичьем ставропигиальном монастыре г. Москвы

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Всегда о многом вспоминаю, когда совершаю богослужение в этом храме. О величии сей обители в стародавние времена. О трудностях, которые преодолевала наша Церковь вместе со своими обителями в...

Проповедь после Литургии в храме великомученика Георгия Победоносца г. Ростова-на-Дону

Проповедь после Литургии в храме великомученика Георгия Победоносца г. Ростова-на-Дону

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Глубокоуважаемый господин губернатор! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры! Я всех вас сердечно приветствую с этим замечательным, по меркам области, даже историческим событием. Когда мы строим и освящаем храмы — мы...