Проповедь в день памяти преподобного Сергия Радонежского после Литургии в Троице-Сергиевой лавре

8.10.2025

Ваши Высо­ко­прео­свя­щен­ства и Прео­свя­щен­ства! Вла­ды­ка намест­ник! Доро­гие отцы, бра­тья и сестры!

По кли­ма­ти­че­ским усло­ви­ям мы не смог­ли сего­дня совер­шить моле­бен на пло­ща­ди, а совер­ша­ем его здесь. Но как Гос­подь при­сут­ству­ет вез­де, так и молит­ва может воз­но­сить­ся к Нему вез­де, во вся­кое вре­мя и во вся­ком месте, тем более в таком вели­ко­леп­ном хра­ме, как глав­ный храм глав­ной оби­те­ли нашей Церк­ви — сей Успен­ский собор.

Мы вспо­ми­на­ем свя­то­го пре­по­доб­но­го и бого­нос­но­го отца наше­го Сер­гия. Но даже читая его житие, мы часто не при­ме­ня­ем про­чи­тан­ное к самим себе, к жиз­ни обще­ства, наро­да, к вза­и­мо­от­но­ше­ни­ям Церк­ви и госу­дар­ства. Почи­та­ем дела Пре­по­доб­но­го, но отно­сим­ся к ним как к делам дав­но про­шед­шим. А ведь то, что совер­шал Пре­по­доб­ный, — это имен­но то, что Цер­ковь долж­на совер­шать во бла­го сво­ей паст­вы, во бла­го наро­да и Оте­че­ства. Когда Пре­по­доб­ный бла­го­сло­вил вели­ко­го кня­зя идти на Кули­ко­во поле и сра­жать­ся за сво­бо­ду Оте­че­ства, он дей­ство­вал и как духов­ный отец, и одно­вре­мен­но как поли­ти­че­ский дея­тель. Ведь если бы он отка­зал, по каким-то при­чи­нам, то, конеч­но, не толь­ко согре­шил бы как пас­тырь, но и совер­шил пре­ступ­ле­ние как госу­дар­ствен­ный деятель.

Вот поче­му об этом хочет­ся ска­зать имен­но сего­дня? А пото­му что мы, состо­я­щие из души и тела, при­над­ле­жим двум мирам: миру, где бес­ко­неч­ная жизнь, но и зем­но­му миру, в кото­ром живем и в кото­ром гото­вим себя к жиз­ни веч­ной. А от поли­ти­ки зави­сит, в каком-то смыс­ле, само суще­ство­ва­ние людей в нынеш­них усло­ви­ях: когда чело­ве­че­ство дей­стви­тель­но обла­да­ет силой, доста­точ­ной для пол­но­го само­уни­что­же­ния, тогда поли­ти­ка пере­ста­ет быть в пол­ном смыс­ле поли­ти­кой, но уже име­ет отно­ше­ние к буду­ще­му каж­до­го чело­ве­ка и все­го рода чело­ве­че­ско­го. А мно­го ли людей молит­ся сего­дня о нашем Пре­зи­ден­те? К сча­стью, все боль­ше и боль­ше, памя­туя о том, что Гос­подь послал нам пра­во­слав­но­го гла­ву госу­дар­ства. Но как же сего­дня гла­ва госу­дар­ства нуж­да­ет­ся в нашей под­держ­ке! В духов­ной, молит­вен­ной под­держ­ке, кото­рая, пре­лом­ля­ясь в нашей жиз­ни в кон­крет­ные дела, долж­на обес­пе­чи­вать авто­ри­тет наше­го Пре­зи­ден­та, наших нынеш­них властей.

Дру­ги­ми сло­ва­ми, молит­ва о вла­стях и воин­стве — не что-то достав­ше­е­ся нам от про­шло­го, а то, что долж­но быть сего­дня в серд­це­вине нашей духов­ной жиз­ни. Надо молить­ся о тех, от чьих дей­ствий зави­сит буду­щее стра­ны и в каком-то смыс­ле буду­щее Церк­ви. Ведь для того что­бы укреп­ля­лась вера пра­во­слав­ная, для того что­бы нико­гда более не повто­ри­лись страш­ные испы­та­ния ХХ века для нашей Церк­ви, нуж­но, что­бы вла­сти в пол­ной мере осо­зна­ва­ли свою ответ­ствен­ность и перед стра­ной, и перед наро­дом, но в первую оче­редь — перед Богом. А бого­бо­яз­нен­ность вла­сти — это залог бла­го­по­лу­чия наро­да. Это заме­ча­тель­ные сло­ва, опре­де­ля­ю­щие при­о­ри­те­ты чело­ве­че­ской жиз­ни, — страх пред Богом. Не тот эмо­ци­о­наль­ный страх, кото­рый ско­вы­ва­ет чув­ства и пора­бо­ща­ет волю, но страх, свя­зан­ный с попе­че­ни­ем о том, дабы грех не пора­бо­тил наше созна­ние, нашу волю, наши чувства.

А молясь о вла­стях, мы в первую оче­редь долж­ны про­сить Гос­по­да, что­бы Он не остав­лял Сво­е­го води­тель­ства, что­бы ограж­дал вла­сти от гре­хов и оши­бок, пото­му что ошиб­ки и гре­хи на том высо­ком уровне вре­дят не толь­ко душе чело­ве­ка, совер­ша­ю­ще­го тако­вые, но и спо­соб­ны отра­зить­ся на жиз­ни все­го наро­да. По мило­сти Божи­ей, еще раз хочу ска­зать, у нас сего­дня пра­во­слав­ный Пре­зи­дент, пра­во­слав­ный пре­мьер-министр, мно­гие мини­стры посе­ща­ют хра­мы, молят­ся, жерт­ву­ют сред­ства на мона­сты­ри. Дру­ги­ми сло­ва­ми, мы дей­стви­тель­но вошли в новую или, луч­ше ска­зать, обнов­лен­ную эпо­ху наших цер­ков­но-госу­дар­ствен­ных отно­ше­ний, жиз­ни наше­го наро­да, про­шед­ше­го через тяже­лей­шие годы без­бож­ной власти.

Сего­дня молит­ва пре­по­доб­но­му Сер­гею долж­на непре­мен­но содер­жать прось­бу о том, что­бы он укреп­лял и вра­зум­лял вер­хов­ную власть — и Пре­зи­ден­та, и пра­ви­тель­ство, и вое­на­чаль­ни­ков, тех, от чьих дей­ствий зави­сит буду­щее стра­ны. Укреп­лял в вере, укреп­лял в люб­ви к Оте­че­ству, укреп­лял в вер­но­сти сво­е­му дол­гу и сво­ей при­ся­ге, а так­же помо­гал посто­ян­но рабо­тать над сами­ми собой, что­бы совер­шен­ство­вать все те каче­ства и зна­ния, от кото­рых во мно­гом зави­сит буду­щее Отечества.

Пре­по­доб­ный Сер­гий, соеди­нив­ший в сво­ей лич­но­сти стар­ца, аске­та, затвор­ни­ка с госу­дар­ствен­ным дея­те­лем, и дает нам при­мер того, как нуж­но вза­и­мо­дей­ство­вать со свет­ским миром, как нуж­но стро­ить свою молит­ву не толь­ко о себе и о ближ­них, но и об Оте­че­стве, вла­стях и воин­стве, и как нуж­но рабо­тать над тем, что­бы ника­кие враж­деб­ные силы, внеш­ние и внут­рен­ние, как то было в про­шлом веке, не поко­ле­ба­ли един­ство и целост­ность наше­го Оте­че­ства и не набро­си­ли сно­ва на народ наш ярмо без­бо­жия или теп­лохлад­но­сти в отно­ше­нии к Богу, кото­рой сего­дня так стра­да­ет запад­ное обще­ство. Конеч­но, есть и там люди бла­го­че­сти­вые, но мы зна­ем про рели­ги­оз­ную теп­лохлад­ность, про отказ от тех тра­ди­ций, от того пре­да­ния, кото­рым дол­гие годы жили люди, в том чис­ле на запа­де Евро­пы. Дай Бог, что­бы и там про­изо­шло обра­ще­ние к Богу, осо­зна­ние того, что вся­кое исклю­че­ние Бога из жиз­ни — лич­ной, семей­ной, обще­ствен­ной и госу­дар­ствен­ной — не может при­ве­сти ни лич­ность, ни семью, ни обще­ство, ни госу­дар­ство к бла­гу, инди­ви­ду­аль­но­му или обще­му. Вот поэто­му нуж­но про­сить сего­дня и Гос­по­да, и Пре­чи­стую Цари­цу Небес­ную, и пре­по­доб­но­го и бого­нос­но­го отца наше­го Сер­гия за Оте­че­ство наше, за Пре­зи­ден­та наше­го пра­во­слав­но­го, за вла­сти, за воин­ство, за народ, что­бы ника­кие силы не мог­ли поко­ле­бать тот курс, на кото­рый вста­ло наше Оте­че­ство, дей­стви­тель­но соеди­няя и небес­ное, и зем­ное. Вста­ло на путь воз­рож­де­ния веры и всех тех сто­рон госу­дар­ствен­ной жиз­ни, кото­рые спо­соб­ны изме­нить жизнь наше­го наро­да к лучшему.

Молит­ва­ми свя­то­го пре­по­доб­но­го Сер­гия, игу­ме­на Радо­неж­ско­го, чудо­твор­ца, да хра­нит Гос­подь вла­сти, воин­ства, народ наш, Цер­ковь нашу, муче­ни­цу и испо­вед­ни­цу, духо­вен­ство наше, мона­ше­ству­ю­щих, с тем что­бы с пол­ной ответ­ствен­но­стью не толь­ко за самих себя и за спа­се­ние сво­ей души, но с пол­ной ответ­ствен­но­стью за спа­се­ние наше­го наро­да от внеш­них вра­гов и супо­ста­тов и, самое глав­ное, за сохра­не­ние веры и бла­го­че­стия в серд­цах людей, мы совер­ша­ли свое молит­вен­ное попри­ще, пом­ня, что от этих молитв может дей­стви­тель­но зави­сеть буду­щее и Церк­ви, и нашей стра­ны. Да хра­нит Гос­подь Рос­сию, Пре­зи­ден­та наше­го, вла­сти, народ, духо­вен­ство наше, мона­ше­ству­ю­щих и сию свя­тую оби­тель! Аминь.

Проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Мы сегодня вспоминаем исторические события, связанные, в том числе, с прославлением образа Пресвятой Богородицы, и нельзя не удивиться тому, что тогда произошло с нашей страной. После смерти Иоанна Грозного воцарился его сын Феодор...

Проповедь в Неделю 20‑ю по Пятидесятнице после Литургии в Новодевичьем ставропигиальном монастыре г. Москвы

Проповедь в Неделю 20‑ю по Пятидесятнице после Литургии в Новодевичьем ставропигиальном монастыре г. Москвы

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Всегда о многом вспоминаю, когда совершаю богослужение в этом храме. О величии сей обители в стародавние времена. О трудностях, которые преодолевала наша Церковь вместе со своими обителями в...

Проповедь после Литургии в храме великомученика Георгия Победоносца г. Ростова-на-Дону

Проповедь после Литургии в храме великомученика Георгия Победоносца г. Ростова-на-Дону

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Глубокоуважаемый господин губернатор! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры! Я всех вас сердечно приветствую с этим замечательным, по меркам области, даже историческим событием. Когда мы строим и освящаем храмы — мы...