Проповедь в праздник Воздвижения Креста Господня после Литургии в московском храме преподобного Сергия Радонежского в Гольянове

27.09.2025

Во имя Отца и Сына и Свя­то­го Духа!

Крест для поги­ба­ю­щих юрод­ство, а для спа­са­е­мых — сила Божия (см. 1 Кор. 1:18). Вот что мы слы­шим сего­дня из апо­столь­ско­го сло­ва. А что такое юрод­ство? В нашем наци­о­наль­ном пони­ма­нии юро­ди­вый — это чудак, пси­хи­че­ски не совсем ста­биль­ный чело­век, но в общем доб­рый, хоро­ший. Это вос­при­я­тие юрод­ства в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни опре­де­ля­ет­ся нашей куль­ту­рой, нашей лите­ра­ту­рой, да и нашей аске­ти­кой, нашим неиз­мен­но мило­сти­вым отно­ше­ни­ем к сла­бым, боль­ным, даже не вполне адек­ват­ным. Но вооб­ще-то юро­ди­вый — это безу­мец, сума­сшед­ший, ненормальный.

Вот давай­те на этом сей­час сосре­до­то­чим вни­ма­ние, откло­ня­ясь от нашей тра­ди­ци­он­ной трак­тов­ки юрод­ства. Итак, юро­ди­вый — сума­сшед­ший. Что мы слы­шим в сего­дняш­нем Апо­сто­ле? Для боль­шин­ства людей крест — это юрод­ство, то есть сума­сше­ствие. Если на этом поста­вить точ­ку, то, ста­ло быть, нет ника­ко­го хри­сти­ан­ства и ника­ко­го спа­се­ния. Но далее апо­стол гово­рит: а для нас, спа­са­е­мых, — сила Божия. Теперь давай­те сов­ме­стим два этих поня­тия — сума­сше­ствие и сила Божия. Неуже­ли Гос­подь вос­при­нял на Себя некое юрод­ство, для того что­бы совер­шить Свою миссию?

Гос­подь не был юро­ди­вым, мы все это зна­ем, но ведь Его путь с точ­ки зре­ния так назы­ва­е­мо­го здра­во­го смыс­ла был дей­стви­тель­но безум­ным. Он бро­сил вызов все­му тогдаш­не­му укла­ду, тогдаш­не­му рели­ги­оз­но­му фор­ма­лиз­му, то есть Он высту­пил про­тив все­го, что было осно­вой рели­ги­оз­ной жиз­ни людей Его вре­ме­ни. Конеч­но, Он был юро­ди­вым для книж­ни­ков, фари­се­ев, муд­ре­цов, кото­рые счи­та­ли себя духов­ны­ми вождя­ми иудей­ско­го наро­да. Кто Он? Отку­да? Сын плот­ни­ка — и что-то еще говорит!

Тем более потом, когда по злой воле тех же книж­ни­ков и фари­се­ев Он был под­верг­нут страш­ной каз­ни на кре­сте — это ведь вос­при­ни­ма­лось как пол­ное пора­же­ние, сви­де­тель­ство пол­ной несо­сто­я­тель­но­сти. Все, о чем Он гово­рил, чему учил, даже чуде­са, кото­рые Он совер­шал, — все было обну­ле­но. На кре­сте висел госу­дар­ствен­ный пре­ступ­ник, а по-чело­ве­че­ски неудач­ник, от Кото­ро­го нуж­но быть подаль­ше. И все раз­бе­жа­лись, вклю­чая апо­сто­лов. Но ведь они все виде­ли, зна­ли, они слы­ша­ли Его сло­ва, они были сви­де­те­ля­ми Его чудес! Поче­му же в этот момент не вспом­нить обо всем? Одна­ко не мог­ли вспом­нить стра­ха ради иудей­ска (Ин. 19:38). Страх ско­вал созна­ние, волю, чув­ства, и толь­ко люби­мый уче­ник Иоанн вме­сте с Мате­рью Спа­си­те­ля, Пре­чи­стой и Пре­бла­го­сло­вен­ной Цари­цей Небес­ной, сто­ял у Креста.

Вся та пара­док­саль­ная муд­рость, кото­рая явля­ет­ся в Кре­сте Гос­под­нем, состав­ля­ет осно­ву нашей веры. Ведь наша вера — это не про силу, не про богат­ство, не про власть. Здесь не учат, как стать бога­тым, как стать власт­ным, как про­дви­нуть­ся по слу­жеб­ной лест­ни­це, как полу­чить поболь­ше пол­но­мо­чий — здесь никто нико­гда ни к чему подоб­но­му при­зы­вать не будет. Но здесь могут гово­рить о юрод­стве как о неко­ем совер­шен­стве, когда чело­век под видом мен­таль­ной неспо­соб­но­сти скры­ва­ет свой жиз­нен­ный подвиг, пол­но­стью пре­да­вая себя на волю Божию и отка­зы­ва­ясь от вся­кой чело­ве­че­ской про­тек­ции, будь то поли­ти­че­ская, адми­ни­стра­тив­ная или финан­со­вая. Чело­век от все­го отка­зы­ва­ет­ся, упо­вая толь­ко на волю Божию.

Рас­ска­жи­те об этом мно­гим нашим совре­мен­ным пре­успе­ва­ю­щим людям! У вис­ка паль­цем покру­тят: «Как же так? Ни денег, ни поло­же­ния — нет, это не про меня»; пото­му и чув­ству­ют несов­ме­сти­мость с пра­во­слав­ной верой. Но это глу­бо­чай­шая ошиб­ка, и дока­за­тель­ством тому — неве­ро­ят­ная циви­ли­за­ци­он­ная побе­да хри­сти­ан­ства над всей мощью язы­че­ской Рим­ской импе­рии с ее нау­кой, фило­со­фи­ей, пра­вом, кото­рое до сих пор в уни­вер­си­те­тах изу­ча­ет­ся, с ее дей­стви­тель­но миро­вой силой. Но где сей­час эта Рим­ская импе­рия? А крест Хри­стов, кото­рый счи­тал­ся безу­ми­ем в Рим­ской импе­рии, так и сто­ит. Не толь­ко над Гол­го­фой — он сто­ит над всем миром.

Сила Кре­ста при­влек­ла огром­ное коли­че­ство жите­лей всей нашей пла­не­ты. Мы сей­час не гово­рим о бого­слов­ских раз­ли­чи­ях — речь о самом фено­мене веры в Хри­ста Рас­пя­то­го. Это дей­стви­тель­но самая боль­шая рели­ги­оз­ная общи­на в мире, несмот­ря на то, что мно­гие силы рабо­та­ли, рабо­та­ют и будут рабо­тать над тем, что­бы демо­ра­ли­зо­вать эту общи­ну, осла­бить, раз­де­лить при помо­щи раз­лич­ных тол­ко­ва­ний основ веры — все это было, есть и навер­ня­ка будет. Но мы, пра­во­слав­ные люди, про­шед­шие через осо­бые испы­та­ния, — не нынеш­нее бла­го­по­луч­ное поко­ле­ние, а наши отцы и деды — мы-то зна­ем, чего сто­и­ла вер­ность Хри­сту нашим стар­шим поко­ле­ни­ям. Я уже рас­ска­зы­вал о сво­ем деде. Этот чело­век, ни в чем не повин­ный, про­шел 47 тюрем и мно­же­ство лаге­рей толь­ко пото­му, что верил в Бога, был пра­во­слав­ным и борол­ся с так назы­ва­е­мым обнов­лен­че­ством, ква­зи­цер­ко­вью, кото­рой без­бож­ная власть хоте­ла заме­стить веру пра­во­слав­ную. Но ведь таких, как он, были тыся­чи! Вот на кро­ви этих муче­ни­ков и сози­да­ет­ся Цер­ковь Божия, и, думаю, во мно­гом их молит­ва­ми хра­нит­ся вера в нынеш­них поко­ле­ни­ях рус­ских людей, живу­щих в нашей бла­го­сло­вен­ной стране.

Сего­дняш­ние вос­по­ми­на­ния, конеч­но, свя­за­ны с таки­ми поня­ти­я­ми, как боль и стра­да­ние. Мно­гим это очень тяже­ло понять, осо­бен­но людям, кото­рые ори­ен­ти­ро­ва­ны на бла­го­по­лу­чие, на ком­форт. Соб­ствен­но, в этом нет ника­ко­го гре­ха — чело­век рабо­та­ет, полу­ча­ет хоро­шие день­ги, у него семья, дети, и обес­пе­че­ние их всем необ­хо­ди­мым совер­шен­но нор­маль­но. Но при одном усло­вии: все это нор­маль­но и допу­сти­мо, если основ­ное целе­по­ла­га­ние не сво­дит­ся к мате­ри­аль­но­му бла­го­по­лу­чию, если основ­ное целе­по­ла­га­ние свя­за­но с устрем­ле­ни­ем ввысь, в небо, к Богу. Если чело­век так стро­ит свою жиз­нен­ную тра­ек­то­рию, он насле­ду­ет Цар­ствие Божие, но бла­го­по­лу­чен и в зем­ных сво­их делах, пото­му что чест­ный пред Богом чело­век честен и перед ближ­ни­ми сво­и­ми. И моля­щий­ся чело­век может опи­рать­ся не толь­ко на свои силы, но обре­та­ет воз­мож­ность опи­рать­ся на силу Божию.

День вос­по­ми­на­ния о стра­да­ни­ях Спа­си­те­ля, когда мы пре­кло­ня­ем свои гла­вы перед кре­стом Гос­под­ним, очень важен для нас. Во-пер­вых, пото­му, что имен­но крест спа­са­ет нас, ибо кре­стом Гос­подь спас род чело­ве­че­ский. Но в этом так­же ука­за­ние на то, что кре­сты, воз­ла­га­е­мые на нас Его Про­мыс­лом, то есть наши скор­би и стра­да­ния, могут быть спа­си­тель­ны­ми. Это не зна­чит, что мы долж­ны навле­кать на себя эти стра­да­ния — нет! Надо молить­ся, что­бы Гос­подь ограж­дал нас от скор­бей, болез­ней. Но если Гос­подь посе­ща­ет нас скор­бью, мы не долж­ны впа­дать в смя­те­ние, мы не долж­ны терять веру. Мы долж­ны при­ни­мать эту скорбь и отве­чать на нее не сво­и­ми при­чи­та­ни­я­ми, но глу­бо­кой верой и молит­вой ко Гос­по­ду. И надо пом­нить, что все кре­сты, кото­рые воз­ла­га­ют­ся на нас, — это наши кре­сты; это Гос­подь воз­ло­жил на нас эту скорбь и это страдание.

Дру­гой раз­го­вор, если скор­би про­ис­хо­дят от наших гре­хов. Вспо­ми­наю, как я жил в Ленин­гра­де, в скром­ной роди­тель­ской квар­ти­ре, а по сосед­ству жила моло­дая жен­щи­на, актив­ная, рабо­то­спо­соб­ная. Вре­мя от вре­ме­ни она и в храм ходи­ла, а еще люби­ла ко мне прий­ти и попла­кать­ся. Как-то при­хо­дит и гово­рит: «Вот ты в семи­на­рии рабо­та­ешь, дол­жен знать. Я к Нико­лаю Чудо­твор­цу ходи­ла-ходи­ла, а Борь­ку поса­ди­ли!» А Борь­ка был ее муж, кото­рый про­во­ро­вал­ся. К чему я это гово­рю? К тому, что Гос­подь не спа­са­ет нас от всех скор­бей. Те скор­би, кото­рые про­ис­хо­дят от наших гре­хов, нашей неправ­ды или нашей глу­по­сти, мы долж­ны нести до само­го кон­ца, пока они не будут исчер­па­ны нашей молит­вой и нашим покаянием.

Раз­мыш­ле­ния о Кре­сте Гос­под­нем, конеч­но, свя­за­ны с раз­мыш­ле­ни­я­ми о смыс­ле нашей жиз­ни. Мож­но ли счи­тать, что смысл жиз­ни — в насла­жде­ни­ях, радо­сти, весе­лом вре­мя­пре­про­вож­де­нии, зара­ба­ты­ва­нии денег, их немед­лен­ной тра­те на себя люби­мо­го? Но тогда чело­век теря­ет смысл жиз­ни, если все­го это­го лишит­ся, а это самая страш­ная тра­ге­дия. Все было хоро­шо, на машине ездил, дом, дача, рабо­та, все бла­го­по­луч­но — и вдруг ниче­го нет! Неко­то­рые дей­стви­тель­но в пет­лю зале­за­ют, но ведь это не путь! Пото­му что пет­ля — это путь в веч­ные стра­да­ния, в веч­ную муку, в веч­ный ад.

Так вот, для того что­бы не было таких угры­зе­ний сове­сти, созна­ния того, что ты неудач­ник, мы долж­ны нашу рабо­ту, наше уче­ние, вооб­ще всю нашу жизнь соеди­нять с самым глав­ным — с верой в Гос­по­да и с нашей молит­вой. Ведь если мы в сою­зе с Богом, если мы верим в Него, если мы обра­ща­ем­ся к Нему за помо­щью, то Он нам отве­ча­ет. А если бы не отве­чал, никто бы из нас сей­час в этом хра­ме не сто­ял. Зачем это надо, если никто не отве­ча­ет и не помо­га­ет? Но мы верим в Бога, пото­му что каж­дый из нас, в той или иной сте­пе­ни, этот ответ от Гос­по­да в какой-то момент жиз­ни полу­чил или очень бли­зок к тому, что­бы получить.

Обра­ща­ясь к теме кре­ста, хоте­лось бы еще и еще раз ска­зать: крест может быть ору­ди­ем пыт­ки, а может быть путем к Богу. Все зави­сит от того, как мы вос­при­ни­ма­ем наши скор­би и стра­да­ния. Если вос­при­ни­ма­ем с верой в Гос­по­да, с упо­ва­ни­ем на Его Про­мысл, если нас не поки­да­ет вера, если мы сопро­вож­да­ем скорб­ные дни горя­чей молит­вой, то Гос­подь выво­дит нас из этих труд­но­стей, сни­ма­ет с кре­ста и мы ста­но­вим­ся еще более силь­ны­ми, чем до того, как на него взо­шли. А ропот, скорбь, разо­ча­ро­ва­ние, упре­ки, осо­зна­ние себя неудач­ни­ком по жиз­ни — это не от Бога, это от диа­во­ла. От это­го нуж­но убе­гать как мож­но быст­рее, пото­му что в таком вос­при­я­тии жиз­ни нет ника­ко­го спа­се­ния, а одна толь­ко гибель.

Празд­ник Воз­дви­же­ния учит нас тому, что крест Хри­стов есть мери­ло исти­ны, мери­ло пра­вед­но­сти. Он помо­га­ет чело­ве­ку точ­но опре­де­лить, по пра­виль­но­му ли пути он идет или нет. Но Крест Хри­стов — еще и сила, кото­рая про­ис­хо­дит от Само­го Бога. И когда мы при­зы­ва­ем крест Гос­по­день, когда мы осе­ня­ем себя этим кре­стом, когда мы верим в иску­пи­тель­ную силу Гос­по­да, мы при­вле­ка­ем не чело­ве­че­скую силу, не силу той или иной поли­ти­че­ской пар­тии, пра­ви­тель­ства или армии, а мы при­вле­ка­ем силу, пре­вы­ша­ю­щую вся­кую чело­ве­че­скую силу, — силу Божию.

Вот поче­му один древ­ний визан­тий­ский цер­ков­ный гимн начи­нал­ся сло­ва­ми «про­сла­вим крест Гос­по­день, силу нашу, упо­ва­ние наше». И дай Бог, что­бы эта молит­ва ко Гос­по­ду Рас­пя­то­му сопро­вож­да­ла нас не толь­ко во вре­ме­на тяж­кие, когда мы дей­стви­тель­но про­хо­дим через труд­но­сти, но и тогда, когда мы раду­ем­ся, когда у нас свет­ло и хоро­шо на серд­це. И тогда, обра­ща­ясь ко Гос­по­ду, нуж­но вспом­нить: если есть радость, кото­рую мы обре­ли от Бога, то бла­го­да­ря тому, что Он взо­шел на Крест.

Силой кре­ста Гос­под­ня да хра­нит Гос­подь народ наш, Цер­ковь нашу, вла­сти, воин­ство и каж­до­го, кто с верой и надеж­дой обра­ща­ет­ся к кре­сту Гос­под­ню как сим­во­лу, зна­ку и ору­дию наше­го спа­се­ния. Аминь.

Проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Мы сегодня вспоминаем исторические события, связанные, в том числе, с прославлением образа Пресвятой Богородицы, и нельзя не удивиться тому, что тогда произошло с нашей страной. После смерти Иоанна Грозного воцарился его сын Феодор...

Проповедь в Неделю 20‑ю по Пятидесятнице после Литургии в Новодевичьем ставропигиальном монастыре г. Москвы

Проповедь в Неделю 20‑ю по Пятидесятнице после Литургии в Новодевичьем ставропигиальном монастыре г. Москвы

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Всегда о многом вспоминаю, когда совершаю богослужение в этом храме. О величии сей обители в стародавние времена. О трудностях, которые преодолевала наша Церковь вместе со своими обителями в...

Проповедь после Литургии в храме великомученика Георгия Победоносца г. Ростова-на-Дону

Проповедь после Литургии в храме великомученика Георгия Победоносца г. Ростова-на-Дону

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Глубокоуважаемый господин губернатор! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры! Я всех вас сердечно приветствую с этим замечательным, по меркам области, даже историческим событием. Когда мы строим и освящаем храмы — мы...