Первосвятительское слово в Неделю 2‑ю по Пасхе, апостола Фомы, день Антипасхи

27.04.2025

27 апре­ля 2025 года, в Неде­лю 2‑ю по Пасхе, апо­сто­ла Фомы, день Анти­пас­хи, Свя­тей­ший Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси Кирилл совер­шил Боже­ствен­ную литур­гию в кафед­раль­ном собор­ном Хра­ме Хри­ста Спа­си­те­ля г. Моск­вы. В бого­слу­же­нии в каче­стве моля­щих­ся, пою­щих и при­слу­жи­ва­ю­щих в алта­ре участ­во­ва­ли дети отро­че­ско­го воз­рас­та. По окон­ча­нии бого­слу­же­ния Пред­сто­я­тель Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви обра­тил­ся к веру­ю­щим с Пер­во­свя­ти­тель­ским словом.

Христос Вос­кре­се! Всех вас, доро­гие вла­ды­ки, отцы, бра­тья, сест­ры, осо­бен­но детей, моло­дежь, сер­деч­но при­вет­ствую и поздрав­ляю с вели­ким спа­си­тель­ным празд­ни­ком Божи­им — с Пас­хой Господней!

Мир, всё чело­ве­че­ство делит­ся не толь­ко по наци­о­наль­но­стям, по куль­ту­ре, по граж­дан­ству, по иму­ще­ствен­ным при­зна­кам, но и по еще одно­му очень важ­но­му при­зна­ку. Одни в Бога верят, дру­гие не верят, и это явле­ние не свой­ствен­но не толь­ко наше­му вре­ме­ни. Так было все­гда; об этом и сего­дняш­нее вос­крес­ное чте­ние из Еван­ге­лия (Ин. 20:19 – 31).

Апо­стол Фома не был сре­ди уче­ни­ков, кото­рым явил­ся Спа­си­тель Вос­крес­ший. Поэто­му, когда ему ска­за­ли, что Гос­подь вос­крес и нам явил­ся, Фома отве­тил: пока не потро­гаю Его, пока не вло­жу свои паль­цы в Его язвы от гвоз­дей и в Его реб­ра, истер­зан­ные страш­ной каз­нью, не пове­рю. Поче­му так? А пото­му что Фома не знал, как через веру может пере­да­вать­ся реаль­ное зна­ние, — ему нужен был опыт.

Вот на этой фило­со­фии, на этом под­хо­де к жиз­ни осно­вы­ва­ет­ся нау­ка. Нау­ка не верит ни в одно явле­ние — нау­ка тре­бу­ет дока­за­тельств. И это пра­виль­но, ведь нау­ка иссле­ду­ет реаль­ный физи­че­ский мир, кото­рый суще­ству­ет по соот­вет­ству­ю­щим физи­че­ским зако­нам, а пото­му, что­бы изу­чить этот мир, нуж­но знать его зако­ны, и ника­кая вера в дан­ном слу­чае не поможет.

Но есть и дру­гой мир — это мир нашей души. Он тоже реаль­но суще­ству­ет, но ведь мы обща­ем­ся не на осно­ве каких-то физи­че­ских прин­ци­пов — мы про­яв­ля­ем свои чув­ства, под кото­ры­ми нет ника­ких зако­нов физи­ки. Что такое любовь? Ну никто же не сумел выве­сти науч­ную фор­му­лу люб­ви! Даже если какой-то безу­мец захо­чет это сде­лать, нико­гда ниче­го не полу­чит­ся. А это зна­чит, что кро­ме зна­ния, на чем осно­вы­ва­ет­ся, и совер­шен­но спра­вед­ли­во, нау­ка, есть еще иная сфе­ра бытия, в кото­рой нау­ка не при­сут­ству­ет, пото­му что неспо­соб­на ни опи­сать, ни понять, ни тем более выве­сти ее зако­ны. И это не что иное, как сфе­ра само­го глу­бо­ко­го и зна­чи­тель­но­го для чело­ве­ка — его внут­рен­ней, духов­ной жиз­ни, осо­бо ярким сви­де­тель­ством кото­рой явля­ет­ся любовь. А фор­му­лы люб­ви нет и быть не может.

Уже это долж­но заста­вить людей неве­ру­ю­щих, но любя­щих друг дру­га, задать­ся вопро­сом: отку­да это все? Если пове­рить, что чело­ве­че­ская циви­ли­за­ция осно­ва­на на страш­ном прин­ци­пе выжи­ва­ния тех, кто силь­нее, — а ведь имен­но так трак­ту­ет­ся появ­ле­ние и раз­ви­тие чело­ве­че­ской циви­ли­за­ции с нере­ли­ги­оз­ной точ­ки зре­ния? Но ведь ста­но­вит­ся страш­но, если при­нять этот прин­цип, исклю­чив то, чему учит нас Гос­подь. «Выжи­ва­ет тот, кто силь­нее, и ника­ко­го зако­на люб­ви быть не может, а дол­жен быть закон борь­бы за суще­ство­ва­ние». И мы зна­ем, что когда подоб­но­го рода фило­со­фия побеж­да­ла, в том чис­ле, к сожа­ле­нию, и в нашей мно­го­стра­даль­ной стране, послед­ствия были губи­тель­ны­ми для мно­гих людей, что очень осла­би­ло нашу обще­ствен­ную жизнь и при­нес­ло мно­гие болез­ни и скорби.

Вот поче­му не может быть ника­ких сомне­ний в том, что вера в Бога явля­ет­ся реаль­но­стью, как ничто иное. Она появи­лась рань­ше, чем вся­кая нау­ка. Она сопро­вож­да­ла чело­ве­че­скую циви­ли­за­цию на про­тя­же­нии всей ее исто­рии. Имен­но вера подви­га­ла людей на подви­ги, на геро­изм, на защи­ту Роди­ны и ближ­них сво­их, что неве­ро­ят­но труд­но обос­но­вать мате­ри­а­ли­сти­че­ски­ми убеж­де­ни­я­ми. «Поче­му я дол­жен уми­рать за кого-то? С какой ста­ти? А что, моя жизнь хуже жиз­ни дру­гих? А поче­му я вооб­ще дол­жен уми­рать за какую-то общ­ность людей, как бы она ни назы­ва­лась? Ведь жизнь-то дает­ся один раз!» И когда мы, отве­чая на такие вопро­сы, гово­рим: «Нет, есть цен­но­сти и есть силы, кото­рые тол­ка­ют нас и Роди­ну защи­щать, и ближ­них защи­щать, и жиз­нью сво­ей рис­ко­вать, и жизнь свою отда­вать», — мы выхо­дим за пре­де­лы мате­ри­аль­но­го, пото­му что в мате­ри­аль­ном мире таких зако­нов нет.

Вот это и есть самое силь­ное обос­но­ва­ние того, что Гос­подь есть и что по Его зако­ну, кото­рый был вло­жен в при­ро­ду людей, несмот­ря на скор­би, гоне­ния, вся­ко­го рода сквер­ну, сохра­ня­ет­ся и вера в бытие Божие, в Его при­сут­ствие в чело­ве­че­ской истории.

Сего­дня в нашей мно­го­стра­даль­ной бла­го­сло­вен­ной стране про­ис­хо­дит совер­шен­но осо­бое воз­рож­де­ние веры. Мы пере­жи­ли всё, в том чис­ле так назы­ва­е­мый «науч­ный ате­изм», отри­ца­ние веры, не буду пере­чис­лять, но, будучи совер­шен­но зре­лым обще­ством, с очень зна­чи­тель­ным исто­ри­че­ским опы­том, мы как народ воз­вра­ща­ем­ся к вере. Все вы, мои доро­гие, явля­е­тесь тому сви­де­тель­ством: и дети, и моло­дежь, и люди сред­не­го и пожи­ло­го воз­рас­та —мы все, люди XXI века, вме­сте сто­им в этом свя­том хра­ме, и я знаю, что ни у кого из нас нет сомне­ния, есть Бог или нет. Мы верой сво­ей, жиз­нью сво­ей отве­ча­ем: да, Бог есть, и про­сим Гос­по­да, что­бы эта вера охва­ти­ла серд­ца как мож­но боль­ше­го коли­че­ства наших единоплеменников.

Опыт веры, кото­рый пред­ла­га­ет нам сего­дняш­нее Еван­гель­ское чте­ние, сви­де­тель­ству­ет о том, что вера в каком-то смыс­ле боль­ше зна­ний. Ведь апо­сто­лу потре­бо­ва­лось потро­гать пер­ста­ми сво­е­го Учи­те­ля, что­бы пове­рить, но Гос­подь не под­дер­жал это стрем­ле­ние, и мы зна­ем Его сло­ва: «Бла­жен­ны не видев­шие, но уве­ро­вав­шие». Все это еще и еще раз сви­де­тель­ству­ет о том, что наравне со зна­ни­я­ми, с нау­кой, со всем тем, что явля­ет­ся резуль­та­том умствен­ной дея­тель­но­сти чело­ве­ка, есть сила, во мно­гом пре­вос­хо­дя­щая вся­кую интел­лек­ту­аль­ную силу, — это сила веры. И ведь наш народ одер­жи­вал вели­чай­шие исто­ри­че­ские побе­ды, в том чис­ле на поле бра­ни, пото­му что Бога при­зы­вал. Если кто-нибудь ска­жет: «Но ведь в Совет­ском Сою­зе было мно­го неве­ру­ю­щих!», — я отве­чу: «Нет, на войне не было неве­ру­ю­щих!» Я спе­ци­аль­но спра­ши­вал фрон­то­ви­ков: «А как там было с верой?» Все­гда отве­ча­ли так: «Зам­по­ли­ты гово­ри­ли, что Бога нет, но когда надо было вста­вать и идти в ата­ку, навстре­чу смер­ти, ни одно­го неве­ру­ю­ще­го не было. Люди кре­сти­лись, моли­лись и Бога про­си­ли о помощи».

Но это были экс­тре­маль­ные усло­вия, а мы с вами живем сей­час в очень бла­го­по­луч­ных усло­ви­ях, в каких стра­на наша нико­гда не жила — и с точ­ки зре­ния поли­ти­че­ской без­опас­но­сти, и с точ­ки зре­ния куль­тур­но­го раз­ви­тия, и, что для нас осо­бен­но важ­но, с точ­ки зре­ния сохра­не­ния нашей веры. И пото­му сего­дня мы долж­ны воз­да­вать бла­го­да­ре­ние Гос­по­ду за Оте­че­ство наше, за Пре­зи­ден­та наше­го пра­во­слав­но­го Вла­ди­ми­ра Вла­ди­ми­ро­ви­ча Пути­на, за вла­сти, кото­рые по боль­шей части либо пра­во­слав­ные, либо мусуль­мане, но это люди веру­ю­щие. Мы дей­стви­тель­но вышли на новый виток наше­го исто­ри­че­ско­го раз­ви­тия, когда вера соче­та­ет­ся с мате­ри­аль­ным бла­го­по­лу­чи­ем, с нау­кой, со зна­ни­я­ми, с обра­зо­ва­ни­ем. И дай Бог, что­бы мы боль­ше не спо­ты­ка­лись об этих идо­лов без­бо­жия, что­бы ника­кие идеи, совер­шен­но оши­боч­но свя­зы­ва­е­мые с нау­кой, более не соблаз­ня­ли созна­ние нашей интел­ли­ген­ции, обра­зо­ван­ных людей. Ведь доста­точ­но посмот­реть на наш пора­зи­тель­ный исто­ри­че­ский путь, что­бы убе­дить­ся в том, что рука Божия была над нашим наро­дом и над нашей страной.

И да помо­га­ет всем нам Гос­подь в эти Пас­халь­ные дни укре­пить­ся в вере, бла­го­че­стии и задать само­му себе вопрос: «Да, в храм я ино­гда при­хо­жу. А какое место в моей жиз­ни зани­ма­ет вера?» И если она зани­ма­ет скром­ное место в жиз­ни, то нуж­но обя­за­тель­но пере­смот­реть свои при­о­ри­те­ты, пото­му что без веры, как гово­рит сло­во Божие, нель­зя уго­дить Богу (Евр. 11:6). А что зна­чит уго­дить Богу? Это зна­чит ожи­дать и полу­чать реаль­ную помощь от Гос­по­да на нашем жиз­нен­ном пути. Да помо­га­ет всем нам Гос­подь имен­но так осу­ществ­лять свой жиз­нен­ный путь! Аминь. 

Христос Воскресе!

Патриаршая проповедь в понедельник Светлой седмицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в понедельник Светлой седмицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

асхальный период, особенно первая седмица после Пасхи, отмечен совершенно особым духовным настроем людей, который, конечно, определяется торжеством и радостью богослужений. Вот почему в первые дни Пасхи я редко произношу...

Проповедь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 7 апреля 2025 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы

Проповедь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 7 апреля 2025 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! ы празднуем сегодня особый Богородичный праздник — Благовещение Пресвятой Богородицы — в историческом храме в Кремле, посвященном именно этому величайшему событию в истории спасения...

Проповедь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в праздник Торжества Православия.

Проповедь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в праздник Торжества Православия.

сех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, поздравляю с завершением первой седмицы Великого поста и великим праздником Торжества Православия! Торжество Православия связано с победой Православия над ересями. А ересь...