Проповедь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в праздник Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 

15.02.2025

Сегод­ня день вос­по­ми­на­ния о встре­че Гос­по­да Спа­си­те­ля с Симео­ном Бого­при­им­цем и Анной Про­ро­чи­цей. О встре­че, кото­рая про­изо­шла в Иеру­са­лим­ском хра­ме, куда Дева Мария при­нес­ла Сво­е­го Сына в соот­вет­ствии с обы­ча­я­ми того вре­ме­ни и пра­ви­ла­ми вет­хо­за­вет­ной Церк­ви. Вспо­ми­ная это собы­тие, нуж­но обра­тить вни­ма­ние на сло­во, кото­рое по-сла­вян­ски зву­чит как «сре­те­ние», а по-рус­ски — «встре­ча». И, конеч­но, эта встре­ча была судь­бо­нос­ной для всех, кто встре­тил­ся с Мла­ден­цем Иисусом.

А ведь боль­шин­ство собы­тий в нашей жиз­ни, если вни­ма­тель­но на них посмот­реть, свя­за­ны со встре­чей. Встре­ча­ют­ся два чело­ве­ка, появ­ля­ет­ся чув­ство люб­ви, воз­ни­ка­ет семья, кото­рая опре­де­ля­ет всю их после­ду­ю­щую жизнь. Или встре­ча­ет чело­век умно­го, бла­го­че­сти­во­го, муд­ро­го настав­ни­ка, и опре­де­ля­ет­ся его жиз­нен­ный путь, как это про­изо­шло со мной, когда я встре­тил покой­но­го вла­ды­ку мит­ро­по­ли­та Нико­ди­ма. Исполь­зуя совре­мен­ную тер­ми­но­ло­гию, могу ска­зать: он пере­фор­ма­ти­ро­вал мое пони­ма­ние того, как дол­жен раз­ви­вать­ся мой жиз­нен­ный путь.

До того как я встре­тил­ся с вла­ды­кой, у меня не было мыс­ли о мона­ше­стве. Мой отец был жена­тым свя­щен­ни­ком, наша семья была очень счаст­ли­вой, хоть и жила в ску­до­сти по при­чине тогдаш­них гоне­ний на Цер­ковь, — дей­стви­тель­но, местом духов­но­го отдох­но­ве­ния и для роди­те­лей, и для нас, детей. А вот встре­ча с вла­ды­кой мит­ро­по­ли­том Нико­ди­мом заста­ви­ла меня заду­мать­ся о том, каким может быть ответ на при­зыв Божий всту­пить на путь свя­щен­ства, с тем что­бы всё, что ты име­ешь, — и вре­мя, и зна­ния, и здо­ро­вье — отда­вать имен­но это­му и ниче­му дру­го­му. Вот так, вра­зум­лен­ный моим прис­но­па­мят­ным аввой вла­ды­кой Нико­ди­мом, мит­ро­по­ли­том Ленин­град­ским и Нов­го­род­ским, я и встал на путь, кото­рый без вся­ких моих уси­лий, без вся­ко­го мое­го уча­стия в каком-то про­дви­же­нии сво­ей соб­ствен­ной пер­со­ны — нико­гда ниче­го подоб­но­го не было! — при­вел меня на Пат­ри­ар­шую кафед­ру. И все это — от встре­чи. От встре­чи с чело­ве­ком, кото­рый, как теперь гово­рят, пере­фор­ма­ти­ро­вал мои ори­ен­ти­ры и в каком-то смыс­ле вооб­ще мое вос­при­я­тие жизни.

Свя­щен­но­слу­жи­те­ли долж­ны пом­нить, что неред­ко миряне, осо­бен­но моло­дежь, при­хо­дят за сове­том или на испо­ведь, и мно­гие ждут от этой встре­чи чего-то очень важ­но­го в сво­ей жиз­ни. Поэто­му свя­щен­ник, встре­ча­ясь с людь­ми, осо­бен­но когда раз­го­вор идет от серд­ца к серд­цу, как часто быва­ет на испо­ве­ди, нико­гда не впра­ве фор­маль­но отно­сить­ся к про­ис­хо­дя­ще­му. Нуж­но пом­нить, что это шанс помочь чело­ве­ку испра­вить­ся или осо­знать, как долж­на раз­ви­вать­ся его жизнь.

Встре­чи свя­щен­ни­ка, духов­ни­ка с теми, кто при­хо­дит к нему за духов­ной помо­щью, очень важ­ны для само­го свя­щен­ни­ка. Ибо, навер­ное, на Суде Вели­ком и Страш­ном Гос­подь в первую оче­редь спро­сит нас имен­но об этом: а что мы сде­ла­ли, когда оста­ва­лись один на один со сво­ей взыс­ку­ю­щей паст­вой? Все ли мы им ска­за­ли, что надо было ска­зать? Поня­ли их скор­би, радо­сти, надеж­ды? Суме­ли отве­тить на их вопро­сы? Имен­но это каж­дый свя­щен­ник дол­жен иметь в сво­ем созна­нии как некий при­о­ри­тет пас­тыр­ской работы.

Ну, а что каса­ет­ся рабо­ты с моло­де­жью, то по мило­сти Божи­ей все это при­об­ре­ло сего­дня в Церк­ви такой мас­штаб и такое обще­цер­ков­ное зна­че­ние, о кото­ром мы еще несколь­ко лет назад и меч­тать не мог­ли. А совер­ша­ет­ся это, конеч­но, через усер­дие наших архи­пас­ты­рей и пас­ты­рей. Но самое глав­ное, что в ответ на это усер­дие мы видим про­буж­де­ние энту­зи­аз­ма нашей моло­де­жи, готов­но­сти слу­жить Гос­по­ду и Его Церк­ви — каж­до­му на сво­ем месте и в соот­вет­ствии со сво­и­ми возможностями.

Поэто­му я сер­деч­но бла­го­да­рю всех, в лице нашей пра­во­слав­ной моло­де­жи, кото­рая сего­дня при­сут­ству­ет и кото­рая услаж­да­ла нас сво­им пени­ем. Выра­жаю бла­го­дар­ность всей пра­во­слав­ной моло­де­жи на всем про­стран­стве Свя­той Руси и даже за ее пре­де­ла­ми, всем, кто помо­га­ет свя­щен­ни­ку в совер­ше­нии бого­слу­же­ний, чита­ет и поет на кли­ро­се. А мно­гие рабо­та­ют в обла­сти обра­зо­ва­ния и зани­ма­ют­ся мно­ги­ми дру­ги­ми слу­же­ни­я­ми, кото­рые до недав­них вре­мен суще­ство­ва­ли в нашей Церк­ви толь­ко тео­ре­ти­че­ски. И сего­дня, обра­ща­ясь к моло­де­жи, ска­жу: вы дей­стви­тель­но пере­до­вой отряд, вы моло­ды, вы пол­ны сил, у вас глу­бо­кая вера в серд­це. Ни в коем слу­чае не допус­кай­те при­вы­ка­ния, что­бы слу­же­ние Церк­ви ста­ло рути­ной, обы­ден­но­стью, ино­гда даже тягост­ной обы­ден­но­стью. Помни­те, что Гос­подь при­звал вас к вели­ко­му слу­же­нию, и, как бы ни сло­жи­лась ваша жизнь, нико­гда не рас­ста­вай­тесь с Цер­ко­вью, нико­гда не пере­ста­вай­те созна­вать себя актив­ны­ми чле­на­ми хри­сти­ан­ской семьи.

Дей­стви­тель­но, сего­дняш­ний день очень радост­ный лич­но для меня и, думаю, для всех наших архи­пас­ты­рей и пас­ты­рей. Мы видим боль­шое коли­че­ство людей, собрав­ших­ся в этом хра­ме, нашу моло­дежь и пони­ма­ем, что сего­дня Цер­ковь наша вос­хо­дит от силы к силе. Но нуж­но так­же пом­нить, что это вос­хож­де­ние очень мно­ги­ми в совре­мен­ном мире дале­ко не при­вет­ству­ет­ся. И пото­му Цер­ковь не может наде­ять­ся на то, что наш путь все­гда будет лег­ким и спо­кой­ным. Вся­кое быва­ло в про­шлом, и вся­кое может про­изой­ти в буду­щем. Поэто­му мы долж­ны посто­ян­но хра­нить духов­ную бди­тель­ность, укреп­лять себя духов­но и интел­лек­ту­аль­но, гото­вить к себя и к защи­те Церк­ви, и к укреп­ле­нию при­ход­ской жиз­ни, и ко все­му тому, на что может зна­чи­тель­но повли­ять энер­гия нашей пра­во­слав­ной моло­де­жи. И дай Бог, что­бы и моло­дые люди, и люди сред­не­го воз­рас­та, и пожи­лые, и при­бли­жа­ю­щи­е­ся к завер­ше­нию сво­е­го зем­но­го бытия — все были как еди­ная семья. В Церк­ви не может быть про­бле­мы отцов и детей! В Церк­ви не может быть про­бле­мы поко­ле­ний! Это абсо­лют­но не наши про­бле­мы, и пус­кай они оста­нут­ся за сте­на­ми хра­ма, а здесь мы — одна семья. Объ­еди­нен­ные еди­ной верой, мы сто­им перед реше­ни­ем общих для всех судь­бо­нос­ных задач. Судь­бо­нос­ных не толь­ко в мас­шта­бах лич­ной, семей­ной или цер­ков­ной жиз­ни, но и, я бы ска­зал, в мас­шта­бах всей страны.

И да укреп­ля­ет вас всех Гос­подь, мои доро­гие, осо­бен­но моло­дые люди, здесь при­сут­ству­ю­щие, — а через вас обра­ща­юсь ко всем, — в вере пра­во­слав­ной, в люб­ви, в еди­но­мыс­лии, в чисто­те. А что такое чисто­та? А чисто­та — это целост­ность. Есть такое поня­тие — цело­муд­рие. Оно каса­ет­ся не толь­ко интим­ных отно­ше­ний меж­ду людь­ми — речь идет о состо­я­нии души. Поче­му отсут­ствие цело­муд­рия свя­зы­ва­ет­ся с блу­дом? Пото­му что блуд, то есть заблуж­де­ние, раз­ру­ша­ет целост­ность чело­ве­че­ской лич­но­сти. А цело­муд­рие — это то, что кон­цен­три­ру­ет волю и чув­ства чело­ве­ка, направ­ля­ет его к реше­нию глав­ных задач жизни.

Поэто­му да помо­га­ет вам Гос­подь, мои доро­гие юно­ши и девуш­ки, здесь пре­бы­ва­ю­щие. Я обра­ща­юсь ко всей нашей Церк­ви, ко всей нашей моло­де­жи. Будь­те силь­ны духом, хра­ни­те целост­ность сво­ей души, чисто­ту сво­е­го тела как залог целост­но­сти души, целост­но­сти созна­ния, сохра­не­ния муд­ро­сти и спо­соб­но­сти выстра­и­вать пра­виль­ные при­о­ри­те­ты в сво­ей жиз­ни. А если будет так, то, конеч­но, будет укреп­лять­ся наша цер­ков­ная жизнь, вера в нашем наро­де. Если же гово­рить о стране, и без того сто­я­щей, как я гово­рю, на пути аль­тер­на­тив­но­го циви­ли­за­ци­он­но­го раз­ви­тия по отно­ше­нию к запад­но­му миру, то стра­на наша будет еще более силь­ной и являть еще более при­вле­ка­тель­ный при­мер для все­го мира, сохра­няя свою мис­сию катехо­на, то есть «удер­жи­ва­ю­ще­го». Если будет так, то стра­на нашей будет «удер­жи­ва­ю­щим» от рас­па­да рода чело­ве­че­ско­го, от побе­ды зла в мас­шта­бах всей пла­не­ты. Но без вас, мои доро­гие юные бра­тья и сест­ры, это­го быть не может, пото­му что вам при­дет­ся защи­щать все эти духов­ные цен­но­сти на пути вашей жиз­ни. Толь­ко, пожа­луй­ста, не свер­ни­те с это­го пути, не ока­жи­тесь лег­кой добы­чей тех, кто непре­мен­но попы­та­ет­ся вас с это­го пути убрать. Помни­те: встав на путь слу­же­ния Гос­по­ду, вы вста­ли на самый луч­ший и пра­виль­ный путь, с кото­рым свя­зы­ва­ет­ся и чело­ве­че­ское бла­го­по­лу­чие в этой жиз­ни, и насле­до­ва­ние Цар­ствия Небес­но­го в вечности. 

Аминь.

Проповедь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в праздник Торжества Православия.

Проповедь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в праздник Торжества Православия.

сех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, поздравляю с завершением первой седмицы Великого поста и великим праздником Торжества Православия! Торжество Православия связано с победой Православия над ересями. А ересь...

Отрывок из проповеди Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Отрывок из проповеди Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса.Великий прокимен  тот великий прокимен никогда не оставляет безразличными глубоко верующих людей, потому что в нем содержится ясное указание на то, что нет...

Отрывок из проповеди Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Отрывок из проповеди Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

егодняшний день, когда мы вспоминаем святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, вообще должен быть Днем города Москвы. Но, к сожалению, в новейшее время в общественном сознании отсутствует эта связь...