Свя­той вели­ко­му­че­ник Никита

Когда Чест­ный и Живо­тво­ря­щий Крест Гос­по­день, сие зна­ме­ние побе­ды, было воз­не­се­но над миром, то соимен­ный побе­де, свя­той Ники­та, при­шел под его сень. Нака­нуне сего дня мы празд­но­ва­ли Воз­дви­же­ние свя­то­го Кре­ста, сию непо­бе­ди­мую для мира – побе­ду, а ныне убла­жа­ем свя­то­го Ники­ту. Сей доб­рый воин Иису­са Хри­ста стал под кре­стом, как-бы под зна­ме­ни­ем, что­бы вести брань про­тив вра­гов свя­то­го Кре­ста, в честь Рас­пя­то­го на нем. Один воин­ству­ет за царя зем­но­го, дру­гой — за свою жизнь и сует­ную сла­ву, иной — за вре­мен­ные богат­ства, а свя­той Ники­та воин­ство­вал за Еди­но­го Гос­по­да сво­е­го Иису­са Хри­ста, Кото­рый есть Царь вся­ко­го созда­ния и наша сла­ва и нико­гда неис­ся­ка­ю­щее богат­ство. А где и каким обра­зом сей воин под­ви­зал­ся за Хри­ста,- об этом повест­ву­ет следующее.

Стра­да­ние Свя­то­го вели­ко­му­че­ни­ка Никиты

Когда в цар­ство­ва­ние свя­то­го рав­ноап­о­столь­но­го царя Кон­стан­ти­на Вели­ко­го свя­тая вера нача­ла рас­про­стра­нять­ся по всей все­лен­ной, тогда и в Гот­ской стране, вос­си­я­ло, как свет во тьме, свя­тое бла­го­че­стие. В той стране был рож­ден, кре­щен и полу­чил вос­пи­та­ние свя­той Ники­та. Гот­ский епи­скоп Фео­фил, при­ни­мав­ший уча­стие на пер­вом Никей­ском собо­ре, испо­ве­дав­ший дог­ма­ты пра­во­слав­ной веры и под­пи­сав­ший опре­де­ле­ния собо­ра, — про­све­тил Ники­ту све­том веры и кре­стил его во имя Отца и Сына и Свя­то­го Духа.

Спу­стя немно­го вре­ме­ни, древ­ний завист­ник – диа­вол, не выно­ся того, что свя­тая вера Хри­сто­ва рас­про­стра­ня­ет­ся, и чис­ло хри­сти­ан все более и более уве­ли­чи­ва­ет­ся, воз­двиг в сей вар­вар­ской зем­ле, омра­чен­ной идо­ло­слу­же­ни­ем, борь­бу и силь­ное гоне­ние про­тив испо­ве­ду­ю­щих имя Хри­ста и веру­ю­щих в Гос­по­да. Дух зло­бы вну­шал кня­зю той стра­ны, по име­ни Афа­на­рих, уби­вать хри­сти­ан и истре­бить с зем­ли сво­ей даже память о них.

В то вре­мя про­изо­шло у Готов раз­де­ле­ние и меж­до­усоб­ная брань. Они раз­де­ли­лись на две части: одна часть име­ла вождем сво­им неко­е­го Фри­ти­гер­на, дру­гою руко­во­дил жесто­кий мучи­тель Афа­на­рих. Когда еди­но­плен­ни­ки сошлись друг с дру­гом на бой и про­изо­шло вели­кое кро­во­про­ли­тие, Афа­на­рих, имев­ший боль­ше силы и храб­ро­сти, одо­лел и побе­дил сво­е­го про­тив­ни­ка и обра­тил его вой­ско в бегство.

Побеж­ден­ный Фри­ти­герн бежал в Гре­цию, где искал помо­щи у хри­сто­не­на­вист­но­го царя Вален­та; импе­ра­тор при­ка­зал все­му вой­ску, быв­ше­му во Фра­кии, идти на помощь Фри­ти­гер­ну. После сего Фри­ти­герн, со все­ми остав­ши­ми­ся сво­и­ми вои­на­ми и с собран­ны­ми во Фра­ки гре­че­ским вой­ском, высту­пил про­тив сво­е­го соперника.

Пере­хо­дя через реку Дунай, он при­ка­зал сде­лать изоб­ра­же­ние свя­то­го Кре­ста и носить его изоб­ра­же­ние пред сво­и­ми пол­ка­ми. Так они напа­ли на Афа­на­ри­ха. Про­изо­шло ужас­ное сра­же­ние, но хри­сти­ане с помо­щью Кре­ста одо­ле­ли Афа­на­ри­ха и побе­ди­ли все его вой­ско: одних уби­ли, дру­гих взя­ли в плен, так что сам он с неболь­шой дру­жи­ной едва успел убежать.

С того вре­ме­ни хри­сти­ан­ская пра­во­слав­ная вера все более и более ста­ла рас­про­стра­нять­ся сре­ди Готов, ибо мно­гие, уви­дев непре­одо­ли­мую силу кре­ста, про­явив­шу­ю­ся в бит­ве, уве­ро­ва­ли в Рас­пя­то­го на кре­сте Господа.

Когда умер епи­скоп Фео­фил, на его кафед­ру всту­пил Урфил, муж бла­го­ра­зум­ный и бла­го­че­сти­вый. Он изоб­рел для Готов пись­ме­на и пере­вел с гре­че­ско­го язы­ка на гот­ский мно­го книг, так что свя­тая вера хри­сти­ан­ская рас­про­стра­ня­лась сре­ди Готов с каж­дым днем все более и более. Утвер­жде­нию там веры во Хри­ста спо­соб­ство­вал сво­им рве­ни­ем и свя­той Ники­та, один из бла­го­род­ней­ших и слав­ней­ших лиц той зем­ли. Сво­им бла­го­че­сти­ем и бого­вдох­но­вен­ны­ми сло­ва­ми он мно­гих при­вел ко Христу.

Спу­стя неко­то­рое вре­мя, нече­сти­вый Афа­на­рих сно­ва воз­вра­тил­ся к себе на роди­ну. Достиг­нув вла­сти и силы, он, науча­е­мый бесом, воз­двиг в сво­ей обла­сти страш­ное гоне­ние на хри­сти­ан, ста­ра­ясь ото­мстить за свое уни­же­ние, так как он был побеж­ден и посрам­лен хри­сти­а­на­ми в битве.

Тогда свя­той Ники­та, рас­па­ля­е­мый рев­но­стью к Богу, вышел на борь­бу с обо­и­ми вра­га­ми, неви­ди­мым и види­мым: борь­бу про­тив неви­ди­мо­го вра­га он вел, обра­щая невер­ных в истин­ную веру и преду­го­тов­ляя веру­ю­щих к муче­ни­че­ско­му подви­гу; борь­бу же с види­мым вра­гом он вел, обли­чая мучи­те­ля Афа­на­ри­ха и уко­ряя его за его без­бо­жие и бес­че­ло­веч­ность, за то, что он пре­да­вал мно­же­ство веру­ю­щих раз­лич­ным мукам; таким обра­зом, свя­той Ники­та побе­дил обо­их: и диа­во­ла попрал, и суро­вость мучи­те­ля пре­одо­лел. Раз­лич­ные муки, кои­ми у доб­ро­го стра­даль­ца Хри­сто­ва хоте­ли выну­дить отре­че­ние от Хри­ста, были бес­силь­ны, и сам мучи­тель был в недо­уме­нии, поче­му он, при всем сво­ем могу­ще­стве, не мог пре­кло­нить к сво­е­му зло­че­стию одно­го раба Хри­сто­ва, твер­до­го в сво­ем испо­ве­да­нии подоб­но креп­ко­му и непо­ко­ле­би­мо­му столпу.

Что же заду­мал тогда без­за­кон­ный? Он заду­мал уни­что­жить огнем того, кого не мог убить мно­ги­ми рана­ми, истя­за­ни­ем пло­ти и раз­дроб­ле­ни­ем чле­нов. Но чего же достиг нече­сти­вый? Он более сам себя сжег сво­ею яро­стью, чем муче­ни­ка — пла­ме­нем: свя­той Ники­та, хоть и нахо­дил­ся в огне, одна­ко тело его не сго­ре­ло от огня, душа же его воз­ро­ди­лась для новой веч­ной и бес­смерт­ной жиз­ни. Меж­ду тем мучи­тель и без огня сго­рел от сво­е­го без­бо­жия: он омерт­вил сво­ею душою, и тело свое преду­го­то­вил в ад. Так свя­той Ники­та воин­ство­вал за Хри­ста под зна­ме­нем кре­ста и пока­зал себя побе­ди­те­лем; не толь­ко по име­ни, но и на самом деле он был таким. 

Тело свя­то­го, непо­вре­жден­ное огнем, оста­ва­лось без погре­бе­ния и лежа­ло, будучи бро­ше­но с бес­че­сти­ем. В то вре­мя про­жи­вал там один бла­го­че­сти­вый хри­сти­а­нин, по име­ни Мари­ан. Сей муж был родом из Кили­кий­ской стра­ны, из горо­да Моп­су­е­стии. По неко­то­ро­му делу сво­е­му он при­шел в Гот­скую зем­лю, и здесь оста­но­вил­ся на доволь­но про­дол­жи­тель­ное вре­мя. Мари­ан позна­ко­мил­ся со свя­тым Ники­той и при­об­рел его друж­бу и любовь; в осо­бен­но­сти же он воз­лю­бил его тогда, когда уви­дел, что свя­той подвиж­ник сто­ял за свя­тую веру Хри­сто­ву даже до готов­но­сти про­лить за нее кровь свою. И вот, когда тело свя­то­го лежа­ло непо­гре­бен­ным, Мари­ан заду­мал, как-бы ему взять тело воз­люб­лен­но­го сво­е­го дру­га и муче­ни­ка Хри­сто­ва и отне­сти в свою род­ную стра­ну. Но он боял­ся при­ве­сти в испол­не­ние свое наме­ре­ние, из стра­ха пред кня­зем, при­ка­зав­шим, что­бы никто не смел погре­бать тело муче­ни­ка. Тогда Мари­ан заду­мал тай­но ночью взять его.

При наступ­ле­нии ночи, Мари­ан готов был вый­ти на заду­ман­ное дело; но ночь была тем­ной и дожд­ли­вой, так что ему труд­но было идти. Мари­ан был силь­но опе­ча­лен этим, ибо он не видел, куда идти и где най­ти отыс­ки­ва­е­мое тело муче­ни­ка. Когда он силь­но скор­бел о сем, Бог вся­ких уте­ше­ний, неко­гда ука­зав­ший волх­вам звез­дою путь в Виф­ле­ем, уте­шил и Мари­ан­на в скор­би, и ука­зал ему бла­го­при­ят­ный путь к обре­те­нию тела свя­то­го: Он послал некую небес­ную силу в виде звез­ды, кото­рая, вос­си­яв пред Мари­а­ном, пове­ла его, куда было нуж­но. Сия звез­да пред­ше­ство­ва­ла пред Мари­а­ном и раз­го­ня­ла ноч­ной мрак; он же с радо­стью сле­до­вал за нею. Достиг­нув того места, где нахо­ди­лось тело свя­то­го, звез­да оста­но­ви­лась над ним. Тогда Мари­анн, обвив тело муче­ни­ка чистой пла­ща­ни­цей, понес его в дом, где проживал.

Так Мари­анн полу­чил иско­мое сокро­ви­ще. Скрыть его на вре­мя у себя в жили­ще с боль­шим тща­ни­ем, он вско­ре после сего воз­вра­тил­ся в оте­че­ство и при­нес с собою тело свя­то­го муче­ни­ка. При­шед­ши в город Моп­су­е­стию, Мари­анн с честию похо­ро­нил его в сво­ем доме.

Бог нис­по­слал бла­го­сло­ве­ние дому Мари­ан­на ради стра­сто­терп­ца Сво­е­го, свя­то­го Ники­ты, как неко­гда Он бла­го­сло­вил мно­ги­ми богат­ства­ми дом Пен­те­ф­рия ради Иоси­фа и дом Авед­да­ров ради Киво­та Заве­та. Дом Мари­ан­на стал изоби­ло­вать боль­шим богат­ством: и веще­ствен­ным, и духов­ным, ибо от гро­ба свя­то­го пода­ва­лось мно­го даров всем нуж­да­ю­щим­ся и нис­по­сы­ла­лось боля­щим мно­го исце­ле­ний. Весь город и окрест­ные жите­ли соби­ра­лись ко гро­бу свя­то­го, так что дом Мари­ан­на не мог вме­стить всех, соби­рав­ших­ся сюда, веру­ю­щих; посе­му все реши­ли постро­ить цер­ковь во имя свя­то­го Ники­ты и поло­жить там мощи муче­ни­ка. При­няв­шись со рве­ни­ем за сие дело, веру­ю­щие в ско­ром вре­ме­ни воз­двиг­ли храм. По окон­ча­нии стро­е­ния, когда храм был укра­шен с подо­ба­ю­щим бла­го­ле­пи­ем, гроб свя­то­го муче­ни­ка откры­ли и, взяв ков­чег, понес­ли его в ново­со­здан­ную цер­ковь и здесь погреб­ли в зем­ле. Толь­ко одно­му Мари­а­ну уда­лось взять, на бла­го­сло­ве­ние сво­е­му дому от мощей свя­то­го, один перст, кото­рый он и хра­нил у себя с бла­го­го­ве­ни­ем; более никто не мог взять ни одной части­цы от мощей свя­то­го Никиты.

Одна­жды бла­жен­ный Авк­сен­тий, епи­скоп Моп­су­е­стий­ский, создал цер­ковь в честь свя­тых муче­ни­ков Тара­ха, Про­ва и Анд­ро­ни­ка, отпра­ви­ли посла­ние в город Ана­зарь, где почи­ва­ли мощи сих трех свя­тых; в сво­ем посла­нии он про­сил граж­дан Ана­за­рва дать неко­то­рую часть мощей свя­тых муче­ни­ков для вновь выстро­ен­но­го хра­ма. Тогда граж­дане Ана­за­рва про­си­ли епи­ско­па Авк­сен­тия, что­бы он вза­мен дал им неко­то­рую часть мощей свя­то­го Ники­ты. И вот, без вся­кой види­мой при­чи­ны, мра­мор­ный камень, быв­ший на гроб свя­то­го, рас­пал­ся на две поло­ви­ны. Один из при­сут­ство­вав­ших здесь дерз­но­вен­но кос­нул­ся сво­ей рукой свя­тых мощей, но тот­час же рука его высох­ла, а на него само­го напал ужас. В то же вре­мя раз­дал­ся с неба силь­ный удар гро­ма и блес­ну­ла яркая мол­ния; все при­шли в страх. Тогда епи­скоп понял, что Бог не бла­го­слов­ля­ет раз­дроб­лять мощи свя­то­го, рас­ка­ял­ся в сво­ем наме­ре­нии. Взяв за иссох­шую руку чело­ве­ка, дерз­ко при­кос­нув­ше­го­ся к мощам свя­то­го, он сно­ва дотро­нул­ся ею до мощей и стал молиться:

— О, свя­тый муче­ник Хри­стов Ники­та! Тебе более подо­ба­ет исце­лять, чем вре­дить, ибо ты благ и под­ра­жа­ешь Все­бла­го­му Гос­по­ду, и если ты ско­ро нака­зал сего чело­ве­ка, то не еще ли ско­рее поми­лу­ешь его.

Лишь толь­ко епи­скоп про­из­нес сии сло­ва, тот­час исце­ле­ла высох­шая рука того чело­ве­ка, и все удив­ля­лись чуде­сам свя­то­го муче­ни­ка Ники­ты и про­слав­ля­ли Бога. Не осме­ли­ва­ясь уже более касать­ся мощей угод­ни­ка Божия, епи­скоп, совер­шив над ними бла­го­го­вей­ное пение, сно­ва с честию закрыл его гроб­ни­цу, сла­вя Отца и Сына и Свя­то­го Духа, Еди­но­го в Тро­и­це Бога, Кое­му подо­ба­ет вся­кая сла­ва, честь и покло­не­ние во веки. Аминь!