6 октября — день памяти святителя Иннокентия, митрополита Московского

Свя­ти­тель Инно­кен­тий, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский (в миру Иван Евсе­е­вич Попов-Вени­а­ми­нов), родил­ся 26 авгу­ста 1797 г. в селе Ангин­ском Иркут­ской епар­хии в семье поно­ма­ря. Маль­чик рано усво­ил гра­мо­ту и с 7 лет уже читал Апо­стол в церк­ви. В 1806 г. его отда­ли в Иркут­скую семи­на­рию. Здесь, как луч­ше­му вос­пи­тан­ни­ку, юно­ше дали фами­лию Вени­а­ми­нов в честь почив­ше­го Иркут­ско­го архи­епи­ско­па Вени­а­ми­на († 8 июля 1814 г.). 13 мая 1817 г. он был руко­по­ло­жен в диа­ко­на к Бла­го­ве­щен­ской церк­ви Иркут­ска, а 18 мая 1821 г. – во священника.

С 1823 г. нача­лось мис­си­о­нер­ское слу­же­ние буду­ще­го апо­сто­ла Аме­ри­ки и Сиби­ри. 45 лет отдал свя­ти­тель Инно­кен­тий делу про­све­ще­ния наро­дов Кам­чат­ки, Але­ут­ских ост­ро­вов, Север­ной Аме­ри­ки, Яку­тии, Хаба­ров­ско­го края, совер­шая свой апо­столь­ский подвиг в суро­вых усло­ви­ях, с боль­ши­ми опас­но­стя­ми для жиз­ни. Свя­ти­тель Инно­кен­тий кре­стил десят­ки тысяч людей, стро­ил хра­мы, при кото­рых осно­вы­вал шко­лы и сам обу­чал в них осно­вам хри­сти­ан­ской жиз­ни. Мно­го помо­га­ло ему в тру­дах зна­ние раз­лич­ных реме­сел и искусств.

Свя­ти­тель Инно­кен­тий был заме­ча­тель­ным про­по­вед­ни­ком. Совер­шая литур­гии, молеб­ны и все­нощ­ные бде­ния, он неиз­мен­но настав­лял паст­ву. Во вре­мя мно­го­чис­лен­ных поез­док свя­ти­тель Инно­кен­тий изу­чал язык, быт и нра­вы наро­дов, сре­ди кото­рых про­по­ве­до­вал. Его тру­ды по гео­гра­фии, этно­гра­фии и язы­ко­зна­нию полу­чи­ли миро­вую извест­ность. Он соста­вил алфа­вит и грам­ма­ти­ку але­ут­ско-лисьев­ско­го язы­ка и пере­вел на него Кате­хи­зис, Еван­ге­лие и мно­гие молит­вы. Одно из луч­ших его про­из­ве­де­ний, «Ука­за­ние пути в Цар­ство Небес­ное» (1833 г.), пере­ве­де­но на раз­ные язы­ки малых наро­дов Сиби­ри и выдер­жа­ло более 40 изда­ний. Бла­го­да­ря тру­дам свя­ти­те­ля Инно­кен­тия в 1859 г. впер­вые услы­ша­ли Сло­во Божие и бого­слу­же­ние на сво­ем род­ном язы­ке якуты.

29 нояб­ря 1840 г. мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Фила­рет совер­шил постри­же­ние отца Иоан­на в мона­ше­ство с име­нем Инно­кен­тий, в честь свя­ти­те­ля Инно­кен­тия Иркут­ско­го. 15 декаб­ря архи­манд­рит Инно­кен­тий был хиро­то­ни­сан во епи­ско­па Кам­чат­ско­го, Куриль­ско­го и Але­ут­ско­го. 21 апре­ля 1850 г. епи­скоп Инно­кен­тий был воз­ве­ден в сан архиепископа.

Про­мыс­лом Божи­им 5 янва­ря 1868 г. свя­ти­тель Инно­кен­тий стал пре­ем­ни­ком мит­ро­по­ли­та Фила­ре­та на кафед­ре мос­ков­ских пер­во­и­е­рар­хов. Через Свя­тей­ший Синод мит­ро­по­лит Инно­кен­тий закре­пил веко­вой мис­си­о­нер­ский опыт Рус­ской Церк­ви (еще в 1839 г. он пред­ло­жил про­ект улуч­ше­ния орга­ни­за­ции мис­си­о­нер­ско­го слу­же­ния). Попе­че­ни­ем мит­ро­по­ли­та Инно­кен­тия было созда­но Мис­си­о­нер­ское обще­ство, мос­ков­ский Покров­ский мона­стырь пре­об­ра­зо­ван в мис­си­о­нер­ский, в 1870 г. учре­жде­на Япон­ская Пра­во­слав­ная Духов­ная Мис­сия во гла­ве с архи­манд­ри­том Нико­ла­ем Касат­ки­ным (впо­след­ствии свя­ти­тель Нико­лай Япон­ский, память 3/16 фев­ра­ля), кото­ро­му свя­ти­тель Инно­кен­тий пере­дал мно­гое из сво­е­го духов­но­го опы­та. Весь­ма пло­до­твор­но было и управ­ле­ние свя­ти­те­лем Инно­кен­ти­ем Мос­ков­ской епар­хи­ей. Его ста­ра­ни­я­ми постро­е­на цер­ковь Покро­ва Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы в Мос­ков­ской духов­ной академии.

Свя­ти­тель Инно­кен­тий пре­ста­вил­ся ко Гос­по­ду 31 мар­та 1879 г., в Вели­кую суб­бо­ту, и погре­бен в Свя­то-Духов­ском хра­ме Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры. 6 октяб­ря 1977 г. Рус­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью свя­ти­тель Инно­кен­тий про­слав­лен в лике свя­тых. Память его уста­нов­ле­но совер­шать два­жды в год: 31 марта/13 апре­ля – в день его бла­жен­ной кон­чи­ны и 23 сентября/6 октяб­ря – в день прославления.

Сей год заме­ча­те­лен по бла­го­де­я­ни­ям ока­зан­ным в пожерт­во­ва­ни­ях раз­лич­ны­ми лица­ми на устрой­ство наше­го хра­ма. Когда в про­шед­шие года внут­рен­ность тра­пез­ной церк­ви она­го хра­ма была при­ве­де­на в над­ле­жа­щее бла­го­устрой­ство, так что оста­ва­лось толь­ко при­сту­пить к устрой­ству ико­но­ста­са, сред­ства в церк­ви совер­шен­но исто­чи­лись, а при огра­ни­чен­ном достат­ке при­хо­жан не пред­ви­де­лось даже и воз­мож­но­сти в ско­ром вре­ме­ни дождать­ся освя­ще­ния хотя одно­го толь­ко при­де­ла. В сие то труд­ное для церк­ви вре­мя яви­лось вели­кое бла­го­де­я­ния от Мило­сти­вей­ше­го наше­го Архи­пас­ты­ря Высо­ко­прео­свя­щен­ней­ше­го Инно­кен­тия Мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го в выда­че посо­бия на устрой­ство ико­но­ста­са в коли­че­стве 600 руб­лей. При помо­щи этой сум­мы и необ­хо­ди­мых средств быв­ших в церк­ви, достав­лен­ных по сбор­ной книж­ке, свя­щен­но­цер­ков­но­слу­жи­те­ли и при­хо­жане, зару­чив­шись льгот­ны­ми усло­ви­я­ми от под­ряд­чи­ков, отно­си­тель­но упла­ты денег за сде­ла­ние ико­но­ста­са и напи­са­ние икон, обра­ти­лись к Его Прео­свя­щен­ству Прео­свя­щен­ней­ше­му Игна­тию, Епи­ско­пу Можай­ско­му, Вика­рию Мос­ков­ско­му, 13-го фев­ра­ля с про­ше­ни­ем об устрой­стве ико­но­ста­са в при­де­ле Св. Про­ро­ка Илии, на что и полу­че­но было мило­сти­вей­шее раз­ре­ше­ние. Но как налич­ная сум­ма цер­ков­ных денег была недо­ста­точ­на для озна­чен­ных запод­ря­дов, так как по ним нуж­но было запла­тить более 1.000 руб­лей, то в мар­те меся­це хра­мо­зда­те­ли вновь обра­ща­лись к Прео­свя­щен­ней­ше­му Игна­тию, Епи­ско­пу Можай­ско­му, Вика­рию Мос­ков­ско­му с про­ше­ни­ем о выда­че сбор­ной книж­ке, и по мило­сер­дию Архи­пас­ты­ря тако­вая прось­ба не была отверг­ну­та: кни­га была выда­на на год. И вот при посред­стве неуто­ми­мо­го тру­же­ни­ка по устрой­ству хра­ма, — того же сбор­щи­ка Пет­ра Кос­ми­ча Соро­ки­на, пожерт­во­ва­но было неиз­вест­ным бла­го­тво­ри­те­лем на укра­ше­ние хра­ма 1000 руб­лей, затем уро­жен­цем наше­го при­хо­да Мос­ков­ским меща­ни­ном Ива­ном Сте­па­но­ви­чем пожерт­во­ва­но 100 руб­лей, Мос­ков­ским куп­цом Андре­ем Афа­на­сье­ви­чем Зало­ги­ным 500 руб­лей. Эти то вели­кие бла­го­де­я­ния от озна­чен­ных лиц и дали воз­мож­ность запод­ря­дить под­ряд­чи­ка, купе­че­ско­го сына горо­да Его­рьев­ска, Рязан­ской губер­нии Андрея Хре­но­ва на устрой­ство, окрас­ку и позо­ло­ту ико­но­ста­са для при­де­ла Св. Пр. Илии, а дру­го­го под­ряд­чи­ка, меща­ни­на Пав­лов­ско­го – Поса­да, Пла­то­на Про­ко­фье­ва, — напи­сать ико­ны в озна­чен­ном ико­но­ста­се. Таким обра­зом ико­но­стас был при­ве­ден в над­ле­жа­щее бла­го­устрой­ство, освя­ще­ния хра­ма, если бла­го­угод­но будет Богу, и долж­но совер­шить­ся в буду­щем 1874‑м году, так как все выше­озна­чен­ные под­ря­ды долж­ны быть окон­че­ны к июлю меся­цу озна­чен­но­го года.Из лето­пи­си Никит­ско­го пого­ста. 1873 г.

Другие новости

Осенняя Казанская

Осенняя Казанская

В Никитском монастыре, в день Престольного праздника, было совершено праздничное Богослужение, по завершении которого состоялся...

читать далее