Синаксарь в неделю третью по Пасхе, святых жен мироносиц

Сти­хи:
Миро Хри­сту уче­ни­цы при­но­сят,
Я же им песнь, слов­но миро, несу.

В сей день, в неде­лю тре­тию по Пасхе, совер­ша­ем празд­но­ва­ние свя­тым женам-миро­но­си­цам. Вспо­ми­на­ем так­же Иоси­фа из Ари­ма­феи, кото­рый был тай­ным уче­ни­ком Хри­ста, и с ним вме­сте ноч­но­го уче­ни­ка Никодима.

Из них жен­щи­ны были под­лин­ны­ми и самы­ми пер­вы­ми сви­де­тель­ни­ца­ми вос­кре­се­ния, Иосиф же и Нико­дим – сви­де­те­ля­ми погре­бе­ния, то есть все­го того, что в нашем уче­нии есть самое важ­ное и насущное.

Нико­дим, не скло­нив­ший­ся к еди­но­мыс­лию с иуде­я­ми, немед­лен­но отлу­ча­ет­ся от сина­го­ги. Иосиф же, после погре­бе­ния тела Гос­под­ня ввер­жен­ный иуде­я­ми в яму, силою Божи­ей истор­га­ет­ся отту­да и попа­да­ет к себе на роди­ну в Ари­ма­фею. И Хри­стос по вос­ста­нии явля­ет­ся ему, пре­бы­ва­ю­ще­му в узах, и вве­ря­ет всю тай­ну Вос­кре­се­ния. Невзи­рая на мно­гие стра­да­ния от иуде­ев, он не почел воз­мож­ным тай­ну эту мол­ча­нию пре­дать, но откры­то изъ­яс­нял про­ис­шед­шее всем. Рас­ска­зы­ва­ют так­же, что Нико­дим в сво­их сочи­не­ни­ях рань­ше дру­гих подроб­но изло­жил все отно­ся­ще­е­ся к стра­да­нию и Вос­кре­се­нию Хри­сто­ву, ибо при­над­ле­жал к сина­го­ге и в точ­но­сти знал замыс­лы и речи, про­ще же ска­зать, все дела иудеев.

Отто­го и при­чис­ля­ют­ся они с Иоси­фом, как мы ска­за­ли, к истин­ным сви­де­те­лям погре­бе­ния вме­сте с жен­щи­на­ми, видев­ши­ми Вос­кре­се­ние, и вспо­ми­на­ют­ся здесь после пред­ше­ству­ю­ще­го уве­ре­ния Фомы, посколь­ку уве­ре­ние это – то, что насту­пи­ло, как гово­рит еван­ге­лист после вось­ми дней (Ин.20:26) – уста­нов­ле­но вспо­ми­нать преж­де. Имен­но они, жен­щи­ны, пер­вы­ми уви­де­ли вос­кре­се­ние и бла­го­ве­сти­ли о нем уче­ни­кам. Ибо над­ле­жа­ло, что­бы пол, пер­вым гре­ху под­пав­ший и про­кля­тие уна­сле­до­вав­ший, пер­вым узрел и Вос­кре­се­ние, и пер­вым услы­хав­ший: В болез­нех роди­ши чад (Быт.3:16), пер­вым и радо­сти внял.

Миро­но­си­ца­ми же назва­ны вот поче­му. Когда Иосиф и Нико­дим с наступ­ле­ни­ем Пас­хи – ибо та насту­пав­шая суб­бо­та была вели­кий день (Ин.19:31), – спе­ши­ли в про­дол­же­ние пят­ни­цы пре­дать тело Гос­по­да погре­бе­нию, то, по иудей­ско­му обы­чаю, пома­за­ли его миром, но не над­ле­жа­щим обра­зом, ибо пла­ща­ни­цей обви­ли и гро­бу пре­да­ли после того, как воз­ло­жи­ли свер­ху пре­иму­ще­ствен­но смир­ну с алоэ. Поче­му и жен­щи­ны те, питав­шие, как уче­ни­цы, пла­мен­ную любовь к Хри­сту, купи­ли дра­го­цен­но­го мира и при­шли ночью (как по опа­се­нию иуде­ев, так и соглас­но обы­чаю), что­бы порань­ше опла­кать и пома­зать Его, вос­пол­нив то, что по недо­стат­ку вре­ме­ни упу­сти­ли тогда. Когда же при­шли, узре­ли раз­лич­ные виде­ния: двух све­то­зар­ных анге­лов внут­ри гроб­ни­цы и дру­го­го, на камне сидя­ще­го. После чего видят Хри­ста и покло­ня­ют­ся Ему, а Маг­да­ли­на рас­спра­ши­ва­ет Его, точ­но садов­ни­ка, о Нем Самом.

Итак, мно­го было миро­но­сиц, но еван­ге­ли­сты, упо­ми­ная лишь самых выда­ю­щих­ся, умал­чи­ва­ют о дру­гих. Вот кто были они. Пер­вая сре­ди всех – Мария Маг­да­ли­на, из кото­рой Хри­стос изгнал семь бесов (ср.: Мк.16:9). Соглас­но пре­да­нию, она, явив­шись в Рим после Воз­не­се­ния Хри­сто­ва, воз­ве­ща­ет о Хри­сте кеса­рю Тиве­рию и Пила­та с пер­во­свя­щен­ни­ка­ми новой смер­ти пре­да­ет, а по про­ше­ствии вре­ме­ни уми­ра­ет в Эфе­се и погре­ба­ет­ся Иоан­ном Бого­сло­вом. Царь же Лев Муд­рый пере­но­сит тело ее в Кон­стан­ти­но­поль. Вто­рая – Сало­мия (см.: Мк.15:40) – та, что, будучи доче­рью Иоси­фа-обруч­ни­ка, име­ла мужем Зеве­дея. От нее роди­лись еван­ге­ли­сты Иоанн и Иаков. Ибо у Иоси­фа было чет­ве­ро сыно­вей – Иаков, назы­ва­е­мый в Еван­ге­лии «мень­шим», Иосиф, Симон, Иуда, и три доче­ри – Эсфирь, Фамарь и Сало­мия, жена Зеве­дея. И пото­му, когда слы­шишь в Еван­ге­лии о Марии, мате­ри Иако­ва мень­ше­го и Иосии (см.: Мк.15:40), разу­мей, что это Бого­ро­ди­ца, ибо Бого­ма­терь счи­та­лась мате­рью детей Иоси­фо­вых. Таким обра­зом, отсю­да выхо­дит, что еван­ге­лист Иоанн – пле­мян­ник Хри­ста, как сын Его сест­ры. Тре­тья из миро­но­сиц – Иоан­на, жена Хузы, кото­рый был дове­рен­ным лицом и домо­пра­ви­те­лем царя Иро­да (см.: Лк.8:3). Чет­вер­тая и пятая – Мария и Мар­фа, сест­ры Лаза­ря, шестая – Мария, жена Клео­пы, седь­мая – Сусан­на. Было и иных весь­ма мно­го, как повест­ву­ет боже­ствен­ный Лука, гово­ря: Мно­гие дру­гие, слу­жив­шие Хри­сту и уче­ни­кам Его име­ни­ем сво­им (Лк 8 3). А посколь­ку они про­по­ве­до­ва­ли Вос­кре­се­ние и мно­го содей­ство­ва­ли нашим уче­ни­ям в удо­сто­ве­ре­нии и неру­ши­мом утвер­жде­нии Хри­сто­ва Вос­кре­се­ния, Цер­ковь Божия при­ня­ла обы­чай празд­но­вать после Фомы и им, как пер­вым, кто виде­ли Хри­ста [по вос­ста­нии из мерт­вых], воз­ве­сти­ли всем спа­си­тель­ную про­по­ведь и обра­зом жиз­ни более все­го после­до­ва­ли Хри­сту, как и подо­ба­ло жен­щи­нам, от Него научившимся.

По молит­вам свя­тых миро­но­сиц поми­луй нас, Боже. Аминь.

Другие новости