Синаксарь во святую и великую неделю Пасхи

Стихи:

Хри­стос, сошед­ши один на борь­бу с адом,
Вышел, взяв обиль­ную добы­чу победы

Во святую и великую неделю Пасхи празднуем самое живоносное воскресение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Насто­я­щий празд­ник мы назы­ва­ем и Пас­хою, что с еврей­ско­го язы­ка зна­чит пре­ве­де­ние, ибо это – день, в кото­рый Бог в нача­ле при­вел мир из небы­тия (в бытие); в этот же самый день, про­вед­ши народ Изра­иль­ский чрез Черм­ное море, истор­га­ет его из рук Фара­о­на; в этот так­же день, сошед с небес, все­лил­ся в утро­бу Девы. Ныне же, исторг­нув из пре­ис­под­них адо­вых все чело­ве­че­ское есте­ство, воз­вел на небе­са и при­вел в пер­во­быт­ное досто­ин­ство нетле­ния. Впро­чем, сошед­ши во ад, вос­кре­сил не всех, а толь­ко вос­хо­тев­ших уве­ро­вать в Него. Души же свя­тых, от века насиль­ствен­но содер­жи­мыя адом, Он осво­бо­дил и всем открыл доступ на небе­са. Вот поче­му мы, пре­ис­пол­нен­ные чрез­мер­ной радо­сти, свет­ло празд­ну­ем Вос­кре­се­ние, зна­ме­нуя радость, кото­рою обо­га­ти­лось наше есте­ство щед­ро­та­ми Божия мило­сер­дия. Рав­ным обра­зом, выра­жая и пре­кра­ще­ние враж­ды и соеди­не­ние с Богом и сами­ми Анге­ла­ми, мы при­вет­ству­ем (друг дру­га) обыч­ным целованием.

Вос­кре­се­ние же Гос­по­да совер­ши­лось так: в то вре­мя, когда вои­ны сте­рег­ли гроб, око­ло полу­но­чи про­ис­хо­дит зем­ле­тря­се­ние, ибо Ангел, сошед, отва­ли­ва­ет камень от две­рей гро­ба, а стра­жа в ужа­се раз­бе­га­ет­ся, чем по исте­че­нии суб­бо­ты, при­бли­зи­тель­но око­ло суб­бот­ней полу­но­чи, откры­ва­ет­ся и путь женам. И преж­де всех Вос­кре­се­ние ста­но­вит­ся извест­ным Божи­ей Мате­ри, Кото­рая, как повест­ву­ет Свя­той Мат­фей, сиде­ла про­тив гро­ба с Маг­да­ли­ною. Но что­бы не мог­ло быть места сомне­нию в Вос­кре­се­нии из-за род­ства с Мате­рию, Еван­ге­ли­сты гово­рят: преж­де явля­ет­ся Марии Маг­да­лине. Она же уви­де­ла и Анге­ла на камне, а при­ник­ши еще, видит и внут­ри (гро­ба) Анге­лов, кото­рые и воз­ве­ща­ют Вос­кре­се­ние Гос­по­да. Воста, гово­рят они, несть зде; се место, иде­же поло­жи­ша Его. Услы­шав это, она стре­мит­ся к пла­мен­ным из уче­ни­ков, Пет­ру и Иоан­ну, и бла­го­вест­ву­ет им о Вос­кре­се­нии. Когда же она воз­вра­ща­лась с дру­гою Мари­ею, их встре­тил Хри­стос, гово­ря: Радуй­те­ся! Ибо тому само­му роду, кото­рый преж­де услы­шал: в болез­нях будешь раж­дать детей, над­ле­жа­ло пер­во­му выслу­шать и эту радость. В поры­ве неудер­жи­мой люб­ви они при­бли­жа­ют­ся и, желая ося­за­тель­нее уве­рить­ся, каса­ют­ся пре­чи­стых ног Его. При­хо­дят ко гро­бу и Апо­сто­лы: Иоанн, толь­ко при­ник­ши к гроб­ни­це, ото­шел, а Петр вхо­дит внутрь и с осо­бен­ным тща­ни­ем осмат­ри­ва­ет, каса­ет­ся пла­ща­ни­цы и суда­ря (голов­ной повязки).

Под утро Маг­да­ли­на сно­ва при­шла с дру­ги­ми жена­ми, что­бы точ­нее удо­сто­ве­рить­ся в виден­ном. Оста­но­вив­шись вне гро­ба, она зары­да­ла, а накло­нив­шись внутрь (его), видит двух Анге­лов, бли­ста­ю­щих­ся свет­ло­стию, кото­рые, как бы уни­мая ее, гово­рят: жена! что ты пла­чешь? Кого ищешь? – Иису­са ище­те Наза­ря­ни­на, рас­пя­та­го? Он воз­стал, нет Его здесь. И тот­час они с тре­пе­том под­ня­лись, заме­тив Гос­по­да. Посем обра­тив­шись назад, видит и она сто­я­ща­го Хри­ста, но при­няв Его за садов­ни­ка (так как гроб был в саду), гово­рит: гос­по­дин, если ты Его вынес, ска­жи мне, где ты поло­жил Его, и я возь­му Его. А когда она опять накло­ни­лась по направ­ле­нию к анге­лам, Спа­си­тель гово­рить Маг­да­лине: Мария! Она же, услы­шав сла­дост­ный и зна­ко­мый голос Хри­ста, хоте­ла при­пасть к Нему, но Он гово­рит: не при­ка­сай­ся ко Мне, ибо Я еще не вос­шел к Отцу Мое­му, как сама ты при­зна­ешь, при­ни­мая Меня еще за чело­ве­ка, а иди к бра­тьям Моим и ска­жи им о всем, что ты виде­ла и слы­ша­ла. И Маг­да­ли­на испол­ня­ет это, а на раз­све­те опять с про­чи­ми явля­ет­ся у гро­ба. Быв­шия же с Иоан­ною и Сало­ми­ею (жены) при­шли, когда уже взо­шло солн­це. Вооб­ще нуж­но ска­зать, что в раз­ное вре­мя при­хо­ди­ли ко гро­бу жены, в чис­ле кото­рых была и Бого­ро­ди­ца; ибо она и есть Мария, кото­рую Еван­ге­лие назы­ва­ет Иоси­е­вою (мате­рью), – этот Иосия был сын Иоси­фа. Впро­чем, неиз­вест­но, в кото­ром (имен­но) часу вос­крес Гос­подь: неко­то­рые гово­рят: в пер­вое пение пету­хов, дру­гие – когда про­изо­шло зем­ле­тря­се­ние, а иные – еще иначе.

Меж­ду тем как все это про­ис­хо­ди­ло, неко­то­рые из стра­жи при­шли к пер­во­свя­щен­ни­кам и воз­ве­сти­ли о слу­чив­шем­ся. Те, удо­воль­ство­вав их день­га­ми, застав­ля­ют объ­яв­лять, что уче­ни­ки Его при­шли ночью и укра­ли Его. Вече­ром же насто­я­ща­го дня, когда уче­ни­ки, боясь Иуде­ев, собра­лись вме­сте и две­ри были креп­ко запер­ты, вхо­дит к ним Иисус, так как был в нетлен­ном теле, и мир, по обы­чаю, им бла­го­вест­ву­ет. Уви­дев Его, они пре­и­зобиль­но воз­ра­до­ва­лись, и чрез дуно­ве­ние (Вос­крес­ша­го) в более совер­шен­ной сте­пе­ни вос­при­ем­лют силу Все­свя­та­го Духа.

Каким же обра­зом вос­кре­се­ние Гос­по­да ока­зы­ва­ет­ся три­днев­ным, – разу­мей так: вечер чет­верт­ка и день пят­ка (ибо так евреи изме­ря­ют сут­ки) – один день; затем ночь пят­ка и вся суб­бо­та – дру­гие сут­ки, – вот вто­рой день, потом ночь суб­бо­ты и день неде­ли (ибо часть нача­ла при­ни­ма­ет­ся за целое) – еще сут­ки, – вот и тре­тий день. Или даже и так: в тре­тьем часу пят­ка Хри­стос рас­пят; потом, от шеста­го часа до девя­то­го была тьма, – счи­тай это за ночь, и вот от тре­тье­го часа до девя­та­го – одно ноще­ден­ство; потом после тьмы опять день и ночь пят­ка, – вот двои сут­ки; затем день суб­бо­ты и ночь ее – вот трои сут­ки, – по сло­вам Еван­ге­ли­ста: сви­та­ю­щу во еди­ну от суб­бот. Если же Спа­си­тель, обе­щав­ший в тре­тий день обла­го­де­тель­ство­вать нас, крат­чай­шим обра­зом совер­шил (это) бла­го­де­я­ние, Ему сла­ва и дер­жа­ва во веки веков. Аминь

Другие новости