Синаксарь во Святый Великий Четверг. Воспоминание тайной вечери

Стихи на священное умовение:

Бог вве­че­ру умы­ва­ет апо­сто­лов ноги
Тот, Чья нога в пол­день каса­лась рай­ской зем­ли
 

Стихи на Тайную Вечерю:

Вече­ря ныне двой­ная с пас­хой зако­на
Новую Пас­ху несет Тело Вла­дычне и Кровь.

Стихи на молитву о Чаше:

Страш­на молит­ва сия в кро­ва­вом поту наш Спа­си­тель
Богу молил­ся Отцу, смерть и вра­га обманув

Стихи на предательство:

Люди обма­на! К чему вам мечи и дре­ко­лья
Про­тив Того, Кто готов ныне за мир умереть?

Святые отцы, всё пре­муд­ро устро­ив­шие, пре­ем­ствен­но от боже­ствен­ных апо­сто­лов и Свя­щен­ных и Боже­ствен­ных Еван­ге­лий запо­ве­да­ли нам в свя­той и Вели­кий Чет­верг вспо­ми­нать четы­ре (собы­тия):

  1. Боже­ствен­ное умо­ве­ние (ног);
  2. Тай­ную Вече­рю и уста­нов­ле­ние Свя­тых Таин; 
  3. необы­чай­ную молит­ву и, наконец, 
  4. пре­да­тель­ство.

Посколь­ку пас­ха евре­ев долж­на была совер­шать­ся в пят­ни­цу и подо­ба­ло, что­бы за про­об­ра­зом вос­по­сле­до­ва­ла сама исти­на – ины­ми сло­ва­ми, что­бы и за нас был, как пас­ха, при­не­сен Хри­стос, – то Гос­подь наш, по утвер­жде­нию боже­ствен­ных отцов, зара­нее совер­ша­ет ее с уче­ни­ка­ми в вечер чет­вер­га. Ведь вечер этот и вся после­ду­ю­щая ночь при­ни­ма­ют­ся у евре­ев за один день, ибо так изме­ря­ют они сей про­ме­жу­ток вре­ме­ни, назы­вая его сут­ка­ми. Поэто­му, как гово­рят неко­то­рые и сре­ди них боже­ствен­ный Зла­то­уст, Он с уче­ни­ка­ми тогда ее и совер­шил соглас­но зако­ну, то есть стоя, пре­по­я­сав­шись, обув­шись в сан­да­лии, опи­ра­ясь на посох и все иное испол­нив, что пове­ле­ва­ет закон, дабы не пока­зать­ся зако­но­пре­ступ­ни­ком. А при­го­то­вил все это Зеве­дей: он-то и нес кув­шин воды, как утвер­жда­ет Афа­на­сий Вели­кий, хотя дру­гие на сей счет выска­зы­ва­лись ина­че. Затем, уже с наступ­ле­ни­ем ночи, являя уче­ни­кам самое совер­шен­ное, пре­по­да­ет им в гор­ни­це таин­ство Пас­хи, быв­шее ради нас. Когда же настал вечер, – гово­рит Еван­ге­лист – Он воз­лег с две­на­дца­тью уче­ни­ка­ми (Мф.26:20). Заметь, одна­ко, что это не была пас­ха иудей­ско­го зако­на, ибо здесь и вече­ря, и воз­ле­жа­ние, и хлеб, и вода, а там все долж­но было быть испе­чен­ным на огне и бес­квас­ным. И перед нача­лом той вече­ри (посколь­ку так гово­рит боже­ствен­ный Зла­то­уст) Хри­стос вста­ет, пола­га­ет на зем­лю верх­нюю одеж­ду и вли­ва­ет воду в умы­валь­ни­цу, все испол­няя Сам, и Иуду одно­вре­мен­но усо­ве­щи­вая, и дру­гим уче­ни­кам напо­ми­ная, что­бы не домо­га­лись пер­вен­ства. Так­же и по умо­ве­нии уве­ще­ва­ет их, гово­ря: Кто из вас боль­ше, будь как мень­ший(Лк.22:26), и Себя Само­го постав­ляя в при­мер. Похо­же, что Хри­стос преж­де всех омыл Иуду, пре­дер­зост­но вос­сев­ше­го на пер­вое место, а в послед­нюю оче­редь под­хо­дит к Пет­ру. А тот, будучи из всех самым горя­чим, пре­пят­ству­ет Учи­те­лю, но тем охот­нее пови­ну­ет­ся после. Итак, умыв ноги уче­ни­кам и пока­зав необы­чай­ное воз­вы­ше­ние чрез сми­ре­ние, сно­ва надев Свою одеж­ду и воз­лег­ши, Он нака­зы­ва­ет им любить друг дру­га и к стар­шин­ству не стре­мить­ся. Когда же те едят, сооб­ща­ет им вкрат­це и о пре­да­тель­стве. А когда уче­ни­ки сму­ти­лись от Его слов, Иисус тихо мол­вил одно­му Иоан­ну: Тот, кому Я, обмак­нув кусок хле­ба, подам (Ин.13:26), он и есть пре­да­ю­щий Меня. Ибо если бы Петр слы­шал ска­зан­ное, то, как самый горя­чий из всех, нало­жил бы руки на Иуду. И еще ска­зал Гос­подь: Опу­стив­ший со Мною руку в блю­до(Мф.26:23), как в обо­их слу­ча­ях и про­изо­шло. Затем, немно­го спу­стя, взяв хлеб, гово­рит: При­и­ми­те, яди­те, и подоб­ным же обра­зом чашу: Пей­те из нее все, ибо сия есть Кровь Моя Ново­го Заве­та (Мф.26:26 – 28), Сие тво­ри­те в Мое вос­по­ми­на­ние (Лк.22:19). И Сам, то же делая, с ними вме­сте ел и пил. Заметь, что Телом Сво­им назы­ва­ет Он хлеб, а не опрес­нок, а пото­му да будут посрам­ле­ны совер­ша­ю­щие при­но­ше­ние на опрес­но­ках. После подан­но­го Иису­сом кус­ка вошел в Иуду сата­на, кото­рый преж­де лишь иску­шал его, а теперь окон­ча­тель­но все­лил­ся. И вый­дя, Иуда назна­чил усло­вие пер­во­свя­щен­ни­кам, что­бы пре­дать им Гос­по­да за трид­цать сребренников.

Уче­ни­ки же после вече­ри отпра­ви­лись на гору Еле­он­скую, в некое селе­ние, назы­ва­е­мое Геф­си­ма­ния. И по про­дол­жи­тель­ном вре­ме­ни гово­рит им Иисус: Все вы соблаз­ни­тесь о Мне в эту ночь. А Петр: Если и все соблаз­нят­ся, но не я(Мф.26:31Мк.14:29). А вре­мя было позд­нее, то есть глу­бо­кая ночь. Иисус же ска­зал: Преж­де, неже­ли два­жды про­по­ет петух, три­жды отре­чешь­ся от Меня(Мк.14:30), ибо петух обыч­но не раз, но два­жды и три­жды голос пода­ет. Что и про­изо­шло, когда Петр объ­ят был без­мер­ным стра­хом, ибо Бог пока­зал ему немощь чело­ве­че­ско­го есте­ства. И при­том, одна­ко, все­лен­ную ему вру­чил, дабы он, узнав по себе подат­ли­вость чело­ве­че­ской при­ро­ды, был к согре­ша­ю­щим снис­хо­ди­те­лен. А трое­крат­ное отре­че­ние Пет­ра изоб­ра­жа­ет грех всех людей пред Богом. Пер­вое [отре­че­ние его изоб­ра­жа­ет] запо­ведь, кото­рую пре­сту­пил Адам, вто­рое – нару­ше­ние писа­но­го зако­на и тре­тье – [то отпа­де­ние, кото­рым вызва­но было] вопло­ще­ние Сло­ва. Этот грех Пет­ра Спа­си­тель увра­че­вал впо­след­ствии трое­крат­ным рас­ка­я­ни­ем уче­ни­ка, три­жды про­из­не­ся: «Петр, любишь ли Меня?» (ср.: Ин.21:15).

Далее Гос­подь гово­рит уче­ни­кам, выка­зы­вая Свое чело­ве­че­ское есте­ство, ибо всем чело­ве­кам страш­на смерть: Душа Моя скор­бит смер­тель­но (Мф.26:38Мк.14:34). И отой­дя от них на бро­сок кам­ня, помо­лил­ся в тре­тий со сло­ва­ми: Отче Мой! если воз­мож­но, да мину­ет Меня чаша сия (Мф.26:39), и еще: Отче Мой! если не может чаша сия мино­вать Меня, что­бы Мне не пить ее, да будет воля Твоя (Мф.26:42), гово­ря это и как чело­век, и как искус­но напа­да­ю­щий на диа­во­ла, что­бы тот вви­ду сей робо­сти почел бы и Его за обыч­но­го чело­ве­ка и таин­ству крест­ной смер­ти не вос­пре­пят­ство­вал. Воз­вра­тив­шись и най­дя уче­ни­ков объ­яты­ми сном, обра­ща­ет­ся к Пет­ру со сло­ва­ми: «Так ли не мог­ли вы один час бодр­ство­вать и бдеть со Мною?» (ср.: Мф.26:40), как бы под­ра­зу­ме­вая: «Ты, обе­щав­ший под­ви­зать­ся до смер­ти, попро­сту спишь наравне с прочими?»

Перей­дя на дру­гой берег ручья Кед­рон, где был сад, Хри­стос с уче­ни­ка­ми рас­по­ло­жил­ся там. А посколь­ку он имел обы­чай часто туда при­хо­дить, то знал это место и Иуда. И вот, взяв неко­то­рое чис­ло вои­нов из когор­ты и сопро­вож­да­е­мый наро­дом, тот при­бли­зил­ся к Иису­су и подал им услов­ный знак лоб­за­ни­ем. Знак этот он назвал им заго­дя, ибо часто быва­ло, что Гос­подь, схва­чен­ный вра­га­ми, неви­ди­мо про­хо­дил сре­ди них. А пото­му и здесь Сам Хри­стос пер­вый выхо­дит к ним со сло­ва­ми: Кого ище­те? (Ин.18:4), но те все еще не узна­ва­ли Его. Ночь поме­хи для них не состав­ля­ла, ведь были, гово­рит еван­ге­лист, и факе­лы, и све­тиль­ни­ки зажжен­ные, а меж­ду тем они, попа­дав от стра­ха, отсту­пи­ли. И сно­ва при­хо­дят, и Он отве­ча­ет им. Когда же Иуда подал услов­ный знак, Хри­стос гово­рит: Друг, для чего ты при­шел? (Мф.26:50), что озна­ча­ло: «Свое­вре­мен­но то, для чего ты при­шел, Иуда». И еще ска­зал: Как буд­то на раз­бой­ни­ка вышли вы с меча­ми и колья­ми взять Меня(Мф.26:55). А в ноч­ную пору яви­лись они с тем, что­бы не про­изо­шло вол­не­ния в наро­де. Тогда Петр, как самый пыл­кий, вынув меч, (ибо уче­ни­ки после вече­ри были при­го­тов­ле­ны к тако­му обо­ро­ту дела) уда­рил раба пер­во­свя­щен­ни­ка, по име­ни Малх, и отсек ему пра­вое ухо. (Рас­сказ об этом наме­ка­ет, что пер­во­свя­щен­ник худо слу­шал закон и худо учил.) Но Хри­стос при­сты­жа­ет Пет­ра, ибо нехо­ро­шо слу­жи­те­лю духов­но­го мужа упо­треб­лять меч, а Мал­хо­во ухо исце­ля­ет. И вот, взяв­шие Иису­са ведут Его, свя­зан­но­го, на двор к пер­во­свя­щен­ни­ку Анне, кото­рый дово­дил­ся тестем Каиа­фе, ибо там собра­лись фари­сеи и книж­ни­ки – все, кто были настро­е­ны про­тив Хри­ста. Здесь же про­изо­шло то, что свя­за­но с Пет­ром и слу­жан­кой, и само отре­че­ние Пет­ро­во. А посколь­ку ночь напо­ло­ви­ну мино­ва­ла, три­жды про­пел петух, и Петр, вспом­нив предо­сте­ре­же­ние Хри­ста, горь­ко запла­кал. И когда вре­мя подо­шло к утру, ведут Хри­ста от Анны к пер­во­свя­щен­ни­ку Каиа­фе, где Он и опле­ва­ния при­нял, и куда лже­сви­де­те­ли были вызва­ны. На рас­све­те отсы­ла­ет Его Каиа­фа к Пила­ту. При­вед­шие Иису­са, гово­рит еван­ге­лист, не вошли в пре­то­рию, что­бы не осквер­нить­ся, но что­бы мож­но было есть пас­ху (Ин.18:28). Отсю­да сле­ду­ет, что пер­во­свя­щен­ни­ки и фари­сеи совер­ши­ли тогда без­за­ко­ние, пере­не­ся пас­ху, о чем гово­рит и боже­ствен­ный Зла­то­уст82, ибо им над­ле­жа­ло вку­сить ее той ночью, но ради уби­е­ния Хри­ста была она отло­же­на. А что имен­но тогда подо­ба­ло ее есть, ясно пока­зы­ва­ет Хри­стос, Кото­рый вку­сил пас­ху до вече­ри, ночью, и затем научил уче­ни­ков совер­шен­ней­ше­му. Ведь над­ле­жа­ло, как ска­за­но, что­бы на сме­ну закон­но­му про­об­ра­зо­ва­нию83 яви­лась исти­на. Ибо Иоанн утвер­жда­ет, что все это про­изо­шло преж­де празд­ни­ка Пас­хи – в чет­верг и в ночь его.

Отто­го и мы празд­ну­ем это сего­дня, со стра­хом совер­шая вос­по­ми­на­ние о див­ных и неска­зан­ных делах и событиях.

По неиз­ре­чен­но­му же мило­сер­дию Тво­е­му, Хри­сте Боже наш, поми­луй нас.

Другие новости