Синаксарь во Святый Великий Вторник

Стихи:

Втор­ник Вели­кий десять нам дев пред­став­ля­ет,
Запе­чат­лев­ших побе­ду Того, Кто на лица не зрит.

Во свя­той и Вели­кий Втор­ник мы вспо­ми­на­ем прит­чу о деся­ти девах. Подоб­но­го рода прит­чи Гос­подь наш Иисус Хри­стос рас­ска­зы­вал Сво­им уче­ни­кам, вос­хо­дя в Иеру­са­лим и при­бли­жа­ясь к стра­да­нию. Но есть сре­ди них и такие, что отно­сил Он к иуде­ям. Вот и прит­чу о деся­ти девах рас­ска­зал, скло­няя всех к мило­сер­дию и вме­сте с тем научая преж­де кон­ца гото­вы­ми быть. Ибо и рань­ше мно­го им о дев­стве и скоп­цах гово­рил. Дев­ство и вправ­ду име­ет вели­кую сла­ву (ибо истин­но вели­ко), но дабы никто, в том деле пре­успе­вая, дру­ги­ми не пре­не­бре­гал, осо­бен­но же мило­сты­ней, кото­рой и укра­ша­ет­ся све­тиль­ник дев­ства, Свя­щен­ное Еван­ге­лие вво­дит сию прит­чу. И одних пять дев назы­ва­ет муд­ры­ми, как при­ло­жив­ших к дев­ству обиль­ный и щед­рый елей мило­сты­ни, а дру­гих пять – нера­зум­ны­ми, ибо те, обла­дая дев­ством, не име­ли сораз­мер­ной с ним мило­сти (отто­го и нера­зум­ные они, что в боль­шем пре­успе­ли, а мень­шим пре­не­брег­ли, и ничем от блуд­ниц не отли­ча­лись, ибо те не смог­ли совла­дать с тела­ми, а эти – с соб­ствен­ным достоянием).

И вот, поку­да про­те­ка­ла ночь нынеш­ней жиз­ни, все девы задре­ма­ли, то есть умер­ли, ибо сном име­ну­ет­ся здесь смерть. Сре­ди ночи же, во вре­мя их сна, раз­дал­ся крик, и те, кто обиль­но запас­лись еле­ем впрок, вошли вме­сте с Жени­хом [в сва­деб­ный чер­тог], когда отво­ри­лись две­ри. Нера­зум­ные же девы, посколь­ку не име­ли доста­точ­но елея, спро­со­нья иска­ли его. А муд­рые, хотя и желав­шие им дать, но не могу­щие сде­лать это [во вре­мя, остав­ше­е­ся] до вступ­ле­ния в чер­тог, гово­ри­ли в ответ: Что­бы не слу­чи­лось недо­стат­на и у нас, и у вас, пой­ди­те луч­ше к про­да­ю­щим (то есть к нищим) и купи­те себе (Мф.25:9). Но [сде­лать так было им] нелег­ко, да оно после смер­ти и невоз­мож­но, и это спол­на пока­зы­ва­ет Авра­ам на бога­че и Лаза­ре. Одна­ко нера­зум­ные, при­бли­зив­шись впотьмах и уда­ряя в две­ри, без тол­ку вопи­ют:Гос­по­ди, Гос­по­ди, отво­ри нам (Мф.25:11). И Гос­подь Сам от Себя дает им страш­ный ответ: «Отой­ди­те, не знаю вас! И как може­те узреть Жени­ха, не имея при­да­но­го – той же милостыни?»

Итак, прит­чу о деся­ти девах, науча­ю­щую нас все­гда бодр­ство­вать и к встре­че истин­но­го Жени­ха бла­ги­ми дела­ми и осо­бен­но мило­стью гото­вы­ми быть, ибо неиз­ве­стен день и час кон­чи­ны, бого­нос­ные отцы уста­но­ви­ли поме­стить здесь по тому же побуж­де­нию, по како­му уста­нов­ле­но было, что­бы от Иоси­фа научи­лись мы дости­гать цело­муд­рия, а от смо­ков­ни­цы – при­но­сить духов­ный плод. Ведь дела­ю­щий одно, пусть вели­чай­шее дело, и небре­гу­щий о дру­гих, осо­бен­но же о мило­стыне, не вхо­дит в веч­ное упо­ко­е­ние со Хри­стом, но воз­вра­ща­ет­ся посрам­лен­ный. Ибо нет ниче­го более достой­но­го слез и испол­нен­но­го сты­да, чем дев­ство, побеж­ден­ное веще­ствен­ны­ми благами.

Но при­чис­ли нас, Жених Хри­стос, к муд­рым девам, соеди­ни с избран­ным Тво­им ста­дом и поми­луй. Аминь.

Другие новости