Проповедь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 7 апреля 2025 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы

7.04.2025

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы празд­ну­ем сего­дня осо­бый Бого­ро­дич­ный празд­ник — Бла­го­ве­ще­ние Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы — в исто­ри­че­ском хра­ме в Крем­ле, посвя­щен­ном имен­но это­му вели­чай­ше­му собы­тию в исто­рии спа­се­ния рода человеческого.

Когда раз­мыш­ля­ешь о том, что про­изо­шло с нашей стра­ной и наро­дом, кото­рый все­гда с осо­бым бла­го­го­ве­ни­ем воз­но­сил свои молит­вы к Пре­свя­той Бого­ро­ди­це, пони­ма­ешь, что мно­гие непо­нят­ные для исто­ри­ков пово­ро­ты собы­тий в нашей наци­о­наль­ной жиз­ни не были резуль­та­том каких-то чело­ве­че­ских дей­ствий. Молит­ва­ми Пре­чи­стой Цари­цы Небес­ной, избрав­шей, как Свой жре­бий, Оте­че­ство наше, Гос­подь, несо­мнен­но, управ­лял исто­ри­че­ским про­цес­сом — а ина­че, с точ­ки зре­ния чело­ве­че­ской логи­ки, не оста­лось бы кам­ня на камне от нашей веры, нашей Церк­ви и наших хри­сти­ан­ских ценностей.

Ни одна стра­на в мире не пре­тер­пе­ла таких гоне­ний, тако­го созна­тель­но­го уни­чи­же­ния хри­сти­ан­ской веры, как Русь Свя­тая. Как буд­то сам диа­вол пору­гал­ся над свя­то­стью наше­го наро­да! Силы зла, кото­рые воз­дей­ство­ва­ли на созна­ние наше­го наро­да и затми­ли его исто­ри­че­скую память, застав­ля­ли его пове­рить в некие идео­ло­ги­че­ские схе­мы, фан­та­сти­че­ские, абсо­лют­но нере­аль­ные идеи. Но жизнь пока­за­ла, что от всех этих идей, за кото­рые про­ли­ва­лась кровь, за кото­рые стра­да­ли люди, не оста­лось ничего.

То, что про­изо­шло с нашим наро­дом, — это обра­ще­ние от без­бо­жия к вере, и это, навер­ное, самое силь­ное дока­за­тель­ство бытия Божия и при­сут­ствия Бого­ма­те­ри в жиз­ни наше­го мно­го­стра­даль­но­го наро­да. Сего­дня наши хра­мы напол­ня­ют­ся, к Богу обра­ща­ют­ся люди, еще вче­ра не созна­вав­шие себя пра­во­слав­ны­ми, раз­ви­ва­ют­ся все сто­ро­ны цер­ков­ной жиз­ни, в шко­ле пре­по­да­ют­ся осно­вы Пра­во­сла­вия, откры­ва­ет­ся мно­же­ство хра­мов — столь­ко, сколь­ко нико­гда, ни в одной стране, не откры­ва­лось. И это­го не понять мно­гим людям за рубе­жа­ми наше­го Оте­че­ства, даже хри­сти­а­нам, пото­му что в тра­ди­ци­он­но хри­сти­ан­ских стра­нах, кото­рые не про­хо­ди­ли через без­бож­ные гоне­ния, хра­мы сего­дня закры­ва­ют­ся, я об этом с сожа­ле­ни­ем уже гово­рил. В луч­шем слу­чае пере­фор­ма­ти­ру­ют­ся под дру­гие цели: ино­гда под мече­ти, но там хоть имя Божие при­зы­ва­ет­ся, а ино­гда под ресто­ра­ны, уве­се­ли­тель­ные заве­де­ния, и вера изго­ня­ет­ся из сер­дец людей.

А ведь наша стра­на про­шла через самые страш­ные гоне­ния за всю исто­рию хри­сти­ан­ства, кото­рые нель­зя срав­нить даже с рим­ски­ми гоне­ни­я­ми. Там гоне­ния охва­ты­ва­ли отно­си­тель­но неболь­шое коли­че­ство людей и не пред­по­ла­га­ли пол­ное истреб­ле­ние хри­сти­ан­ства. А у нас зада­ча была постав­ле­на имен­но так: уни­что­жить все, что свя­за­но с пра­во­слав­ной верой. Но Гос­подь не допу­стил, и эта побе­да наше­го духа и нашей веры сви­де­тель­ству­ет о том, что Покров Пре­чи­стой Цари­цы Небес­ной, Ее милость про­сти­ра­ет­ся над зем­лей Русской.

Одна­ко мы не можем вос­при­ни­мать это как некую дан­ность, полу­чен­ную навсе­гда, на все вре­ме­на. Мы при­зва­ны отве­чать на эту милость Божию сво­ей верой, вос­пи­та­ни­ем сво­их детей, моло­де­жи, рабо­той со мно­ги­ми сек­то­ра­ми обще­ствен­ной жиз­ни, в кото­рых сего­дня все боль­ше и боль­ше вни­ма­ния обра­ща­ет­ся на духов­ную состав­ля­ю­щую и осо­зна­ет­ся несо­мнен­ная важ­ность хра­не­ния пра­во­слав­ных традиций.

Но кому боль­ше дано, с того боль­ше и спро­сит­ся (см. Лк. 12:48). И в ответ на эту милость Божию, на ради­каль­ное изме­не­ние поло­же­ния Церк­ви в стране, на обра­ще­ние к вере мно­гих и мно­гих людей мы, пра­во­слав­ные хри­сти­ане, каж­дый на сво­ем месте, долж­ны еще боль­ше рабо­тать для того, что­бы вера укреп­ля­лась в жиз­ни наро­да. Роди­те­ли долж­ны вос­пи­ты­вать в пра­во­слав­ной вере детей, нико­го не стес­ня­ясь и ниче­го не боясь. Помни­те: за детей отве­ти­те перед Богом! Может, сами буде­те в храм ходить, но если вырас­ти­те без­бож­ни­ков, Гос­подь спро­сит: «А дети твои где? Поче­му они не с тобой?» То же самое — и вну­ки. Не стес­няй­тесь, бабуш­ки! Мы зна­ем силу бабу­шек, кото­рая спо­соб­на сокру­шить мно­гое. Вклю­чай­тесь в вос­пи­та­ние ваших вну­ков! Тем более сей­час все так про­сто: и на теле­ви­де­нии есть рели­ги­оз­ные пере­да­чи, и книг мно­же­ство изда­ет­ся, и про­по­ведь бес­пре­пят­ствен­но про­из­но­сит­ся в хра­мах. Но еще раз хочу ска­зать: кому боль­ше дано, с того боль­ше и спро­сит­ся. И с наше­го поко­ле­ния спро­сит­ся в первую оче­редь за сохра­не­ние веры в нашем наро­де, за вос­пи­та­ние в вере сле­ду­ю­щих поко­ле­ний наших рус­ских людей. Поэто­му, при­ни­мая милость Божию, вос­при­ни­мая ее как дар наро­ду наше­му, Церк­ви нашей, мы в ответ на этот дар долж­ны укреп­лять свою соб­ствен­ную веру и вос­пи­ты­вать в этой вере наших детей и внуков.

Я бы хотел сего­дня огра­ни­чить­ся тем, что я уже уст­но ска­зал. Утром, про­ли­сты­вая вот эту кни­гу, кото­рая назы­ва­ет­ся «Про­по­ве­ди Пат­ри­ар­ха», обра­тил вни­ма­ние на сло­во в празд­ник Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы в Бла­го­ве­щен­ском собо­ре Мос­ков­ско­го Крем­ля, кото­рая была про­из­не­се­на 7 апре­ля 2011 года. И посколь­ку эти сло­ва не поте­ря­ли сво­ей акту­аль­но­сти, я хотел бы кое-что из это­го тек­ста вам прочитать: 

««Днесь спа­се­ния наше­го гла­виз­на» — сего­дня нача­ло наше­го спа­се­ния. Этот день поло­жил нача­ло вели­кой тайне Боже­ствен­но­го вопло­ще­ния, тайне, кото­рая не может быть объ­ята чело­ве­че­ским умом. В этой тайне так мно­го непо­нят­но­го для людей, и, в первую оче­редь, само бла­го­ве­ще­ние, зача­тие и непо­роч­ное рож­де­ние Сына Божи­его и Сына Чело­ве­че­ско­го. Люди пыта­ют­ся при­ме­рить все эти тай­ны к сво­е­му опы­ту, но ниче­го не полу­ча­ет­ся, пото­му что в чело­ве­че­ской жиз­ни нет ана­ло­гов вопло­ще­ния Бога в лице Сына Чело­ве­че­ско­го. Мы лишь можем бла­го­го­веть перед этой тай­ной и при­ка­сать­ся к ней — не разу­мом сво­им, несу­щим в себе и грех, и несо­вер­шен­ство наше­го мира и нашей соб­ствен­ной лич­но­сти, — но толь­ко чистой верой, и обре­тать от это­го при­кос­но­ве­ния вели­кую силу.

О празд­ни­ке Бла­го­ве­ще­ния в свя­то­оте­че­ских тво­ре­ни­ях напи­са­но очень мно­го; сохра­ни­лись заме­ча­тель­ные про­по­ве­ди выда­ю­щих­ся иерар­хов, отцов Церк­ви, в кото­рых рас­кры­ва­ет­ся бого­сло­вие это­го вели­ко­го собы­тия. Но, с дру­гой сто­ро­ны, эти древ­ние сло­ва не все­гда понят­ны совре­мен­но­му чело­ве­ку; а посколь­ку факт Бого­во­пло­ще­ния лежит вне опы­та совре­мен­но­го чело­ве­ка, то даже самое муд­рое и самое пре­крас­ное чело­ве­че­ское сло­во как бы пови­са­ет в воз­ду­хе. Для того что­бы иметь живую веру, нам нуж­но все то, что Бог явил во Хри­сте роду чело­ве­че­ско­му, вклю­чить в свою жизнь, в свое пони­ма­ние. Сде­лать это очень непро­сто, но, опять-таки, свя­тые отцы помо­га­ют нам это сделать.

Мы гово­рим о Божи­ей Мате­ри, что Она выше Анге­лов и Архан­ге­лов, «чест­ней­шая Херу­вим и слав­ней­шая без срав­не­ния Сера­фим». Мы пони­ма­ем — кто-то очень отчет­ли­во, а кто-то хотя бы в общем, — что речь идет о каком-то вели­чай­шем совер­шен­стве. А как это совер­шен­ство было выра­же­но в жиз­ни? Сохра­ни­лись ли сви­де­тель­ства о том, как выгля­де­ла Божия Матерь, как Она оде­ва­лась, как Она себя вела? Навер­ное, если бы мы уви­де­ли обыч­ную зем­ную жизнь Бого­ро­ди­цы, то от нас бы отсту­пи­ли вся­кие сомне­ния, пото­му что вели­чай­шая свя­тость явля­лась во всем, в том чис­ле и во внеш­нем обли­ке, и в обще­нии с людь­ми, и в том, что и как Она говорила.

И вот вопрос: а сохра­ни­лись ли эти сви­де­тель­ства, есть ли где-нибудь эти опи­са­ния — не ска­зоч­ные, не фан­та­сти­че­ские, а запи­сан­ные со слов оче­вид­цев? Такие опи­са­ния есть, и я хотел бы вам сего­дня их зачитать.

Око­ло 110 года после Рож­де­ства Хри­сто­ва муче­ни­че­ски скон­чал­ся епи­скоп Антио­хии Игна­тий, име­ну­е­мый Бого­нос­цем. По пре­да­нию, он был тот самый мла­де­нец, кото­ро­го Гос­подь взял на руки и ска­зал: «Если буде­те как дети, вой­де­те в Цар­ство Небес­ное» (см. Мф. 18, 3). Игна­тий Бого­но­сец не был, конеч­но, ровес­ни­ком Спа­си­те­ля, но он был ровес­ни­ком тех, кто видел и Само­го Спа­си­те­ля, и Божию Матерь.

Что же пишет нам свя­ти­тель Игна­тий Бого­но­сец о Божи­ей Мате­ри? Цити­рую: «У нас все зна­ют, что Прис­но­дев­ствен­ная Матерь Божия испол­не­на бла­го­да­ти и всех доб­ро­де­те­лей. Рас­ска­зы­ва­ют, что Она в гоне­ни­ях и бедах все­гда была весе­ла; в нуж­дах и нище­те не огор­ча­лась; на оскорб­ля­ю­щих Ее не гне­ва­лась, но даже бла­го­де­тель­ство­ва­ла им. Была крот­кой в бла­го­по­лу­чии, мило­сти­вой к бед­ным и все­гда помо­га­ла им — как и чем мог­ла. Была настав­ни­цей в бла­го­че­стии, во вся­ком доб­ром деле. Она осо­бен­но люби­ла сми­рен­ных, пото­му что Сама была испол­не­на сми­ре­ния. Мно­го похвал воз­да­ют Ей видев­шие Ее. О Ней рас­ска­зы­ва­ли люди, достой­ные дове­рия, что по Ее свя­то­сти в наруж­но­сти Ее соеди­ни­лись есте­ство Ангель­ское с чело­ве­че­ским». Сви­де­те­ли — те, кто видел, слы­шал — ска­за­ли Игна­тию Бого­нос­цу, чело­ве­ку, жив­ше­му не во вто­ром, не в тре­тьем поко­ле­нии, а в то же самое время.

Извест­ный цер­ков­ный писа­тель Ники­фор Кал­лист, так­же оттал­ки­ва­ясь от рас­ска­зов сви­де­те­лей и оче­вид­цев, пишет: «Она была сред­не­го роста, или, как иные гово­рят, несколь­ко более сред­не­го. Воло­сы у Нее были золо­ти­стые, гла­за живые, бро­ви дуго­об­раз­ные, тем­ные, нос пря­мой, удли­нен­ный, губы цве­ту­щие, лицо не круг­лое и не заост­рен­ное, но несколь­ко удли­нен­ное, руки и паль­цы длинные».

Свя­ти­тель Амвро­сий Медио­лан­ский жил несколь­ки­ми сто­ле­ти­я­ми поз­же Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы. Но он так­же пишет не от вет­ра голо­вы сво­ея, но оттал­ки­ва­ясь от того живо­го Пре­да­ния, кото­рое поло­жи­ли само­вид­цы Пре­свя­той Девы Марии: «Она была Девою не толь­ко телом, но и душою: сми­рен­на серд­цем, осмот­ри­тель­на в сло­вах, бла­го­ра­зум­на, немно­го­ре­чи­ва, люби­тель­ни­ца чте­ния, тру­до­лю­би­ва, цело­муд­рен­на в речи, почи­тая не чело­ве­ка, но Бога Суди­ей Сво­их мыс­лей. Пра­ви­лом Ее было нико­го не оскорб­лять, всем бла­го­же­лать, почи­тать стар­ших, не зави­до­вать рав­ным, избе­гать хва­стов­ства, быть здра­во­мыс­ля­щей, любить доб­ро­де­тель. Раз­ве Она хотя бы выра­же­ни­ем лица когда-нибудь оби­де­ла роди­те­лей или была в несо­гла­сии с род­ны­ми, погор­ди­лась перед чело­ве­ком скром­ным, посме­я­лась над сла­бым, укло­ни­лась от неиму­ще­го? У Нее не было ниче­го суро­во­го во взгля­де, ниче­го неосмот­ри­тель­но­го в сло­вах, ниче­го непри­лич­но­го в дей­стви­ях: тело­дви­же­ния скром­ные, поступь тихая, голос ров­ный; так что вид Ее был отра­же­ни­ем души, оли­це­тво­ре­ни­ем чистоты».

Заме­ча­тель­но так­же сви­де­тель­ству­ет о Ней тот же Ники­фор Кал­лист: «В бесе­де Она сохра­ня­ла скром­ное досто­ин­ство, не сме­я­лась, не воз­му­ща­лась, осо­бен­но же не гне­ва­лась. Совер­шен­но безыс­кус­ствен­ная, про­стая, Она нима­ло о Себе не дума­ла, и, дале­кая от изне­жен­но­сти, отли­ча­лась пол­ным сми­ре­ни­ем. Она доволь­ство­ва­лась есте­ствен­ным цве­том одежд, что и теперь дока­зы­ва­ет свя­щен­ный голов­ной покров Ее» (кото­рый во вре­ме­на Ники­фо­ра Кал­ли­ста хра­нил­ся в церк­ви). Коро­че гово­ря, во всех Ее дей­стви­ях обна­ру­жи­ва­лась осо­бен­ная благодать.

Вот какой див­ный физи­че­ский образ Божи­ей Мате­ри сохра­нен в Пре­да­нии. Эти сло­ва долж­на бы знать каж­дая совре­мен­ная жен­щи­на — и бога­тая, и бед­ная. Это иде­ал жен­щи­ны, это иде­ал чело­ве­ка. И пото­му, когда мы гово­рим о Ней, что Она выше всех Анге­лов и Архан­ге­лов, мы ведь име­ем в виду не небо­жи­тель­ни­цу — мы име­ем в виду реаль­но­го чело­ве­ка, Пре­чи­стую Пре­бла­го­сло­вен­ную Деву Марию, Кото­рая запе­чат­ле­ла в исто­рии, в сло­вах тех, кто сви­де­тель­ство­вал о Ней, вели­кую кра­со­ту Сво­е­го обра­за — и физи­че­ско­го, и духовного.

Конеч­но, как Мать Сына Божи­его Она несет миру совер­шен­но осо­бую мис­сию. Она пред­сто­ит пред пре­сто­лом Божи­им и молит­ся за Цер­ковь и за всех, кто обра­ща­ет к Ней свою молит­ву. Но Она так­же явля­ет­ся иде­а­лом и вели­ким при­ме­ром для подражания.

Пусть же Гос­подь всем нам помо­жет вос­при­нять свя­той образ Прис­но­де­вы Марии, в том чис­ле и физи­че­ский, как при­мер для под­ра­жа­ния и как одну из основ почи­та­ния Пре­чи­стой и Пре­бла­го­сло­вен­ной Девы Марии в Пра­во­слав­ной Церкви. 

Аминь!

Проповедь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в праздник Торжества Православия.

Проповедь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в праздник Торжества Православия.

сех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, поздравляю с завершением первой седмицы Великого поста и великим праздником Торжества Православия! Торжество Православия связано с победой Православия над ересями. А ересь...

Проповедь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в праздник Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 

Проповедь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в праздник Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 

егодня день воспоминания о встрече Господа Спасителя с Симеоном Богоприимцем и Анной Пророчицей. О встрече, которая произошла в Иерусалимском храме, куда Дева Мария принесла Своего Сына в соответствии с обычаями того...

Отрывок из проповеди Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Отрывок из проповеди Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса.Великий прокимен  тот великий прокимен никогда не оставляет безразличными глубоко верующих людей, потому что в нем содержится ясное указание на то, что нет...