Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла

Воз­люб­лен­ные о Гос­по­де Прео­свя­щен­ные архи­пас­ты­ри, все­чест­ные пре­сви­те­ры и диа­ко­ны, бого­лю­би­вые ино­ки и ино­ки­ни, доро­гие бра­тья и сестры!

В нынеш­ний празд­ник празд­ни­ков и тор­же­ство из тор­жеств, кото­рое, по сло­ву свя­ти­те­ля Гри­го­рия Бого­сло­ва, столь­ко пре­вос­хо­дит все тор­же­ства, не толь­ко чело­ве­че­ские и зем­ные, но даже Хри­сто­вы и для Хри­ста совер­ша­е­мые, сколь­ко солн­це пре­вос­хо­дит звез­ды (Сло­во 45. На Свя­тую Пас­ху), с вели­кой радо­стью обра­щаю к вам древ­нее и веч­но новое, всем при­выч­ное и в то же вре­мя неиз­мен­но окры­ля­ю­щее наши серд­ца приветствие:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

В этих двух жиз­не­утвер­жда­ю­щих сло­вах содер­жит­ся столь­ко силы, что от них лица людей сия­ют духов­ной радо­стью и бук­валь­но пре­об­ра­жа­ет­ся окру­жа­ю­щая нас дей­стви­тель­ность: небо, зем­ля и даже пре­ис­под­няя испол­ня­ют­ся све­та, види­мый и неви­ди­мый мир празд­ну­ет, ибо вос­стал Хри­стос, весе­лие веч­ное (канон праздника).

Вос­кре­се­ние Спа­си­те­ля — это не про­сто исто­ри­че­ское собы­тие, о кото­ром узна­ем из свя­щен­ных тек­стов. Это кра­е­уголь­ный камень веры и, по сло­ву свя­ти­те­ля Мос­ков­ско­го Фила­ре­та, веч­ная новость, источ­ник раз­мыш­ле­ния, удив­ле­ния, бла­го­дар­но­сти и надеж­ды (Сло­во в день Свя­той Пасхи).

Вопло­ще­ни­ем, стра­да­ни­ем и три­днев­ным вос­ста­ни­ем Спа­си­тель обнов­ля­ет чело­ве­че­скую при­ро­ду, избав­ля­ет нас от вла­сти гре­ха и смер­ти, отвер­за­ет людям вра­та Небес­но­го Цар­ства и ука­зы­ва­ет нам путь к един­ству с Твор­цом. Имен­но во Хри­сте, при­ми­рив­шем с Богом мир (2 Кор. 5:19), все мы име­ем воз­мож­ность полу­чить усы­нов­ле­ние и оправ­да­ние, обре­сти веч­ную жизнь, ибо нет дру­го­го име­ни под небом, кото­рым над­ле­жа­ло бы нам спа­стись, кро­ме име­ни Иису­са, Кото­ро­го Бог вос­кре­сил из мерт­вых (Деян. 4:10 – 12).

Вос­ста­ние из гро­ба Спа­си­те­ля пре­ла­га­ет смерть в бес­смер­тие, печаль — в радость, обре­чен­ность — в надеж­ду. На Кре­сте и в Вос­кре­се­нии нам откры­ва­ет­ся Бог бес­ко­неч­ной бла­го­сти и совер­шен­ной любви.

Осо­зна­ние этой все­по­беж­да­ю­щей люб­ви Божи­ей побуж­да­ет нас к бла­го­дар­но­сти Созда­те­лю и дает силы пре­одо­ле­вать самые тяже­лые душев­ные состо­я­ния и труд­ные обсто­я­тель­ства, воз­вы­ша­ет над суе­той повсе­днев­но­сти, помо­га­ет испра­вить преж­ние ошиб­ки и раз­ру­ша­ет уны­ние, пре­пят­ству­ю­щее нам пол­но­цен­но жить и духов­но развиваться.

Неред­ко люди под­да­ют­ся лука­вым помыс­лам о том, что зло гос­под­ству­ет и тор­же­ству­ет, а доб­ро пред­став­ля­ет­ся неза­мет­ным и сла­бым. Наш разум сомне­ва­ет­ся в силе совер­шен­но­го Хри­стом Искуп­ле­ния, когда видит вокруг смерть близ­ких, слы­шит о веч­но­сти муче­ний для греш­ни­ков со стра­ниц Еван­ге­лия и наблю­да­ет за миром, лежа­щим во зле (1 Ин. 5:19). Но Цер­ковь Божия на про­тя­же­нии тыся­че­ле­тий убе­ди­тель­но сви­де­тель­ству­ет: Спа­си­тель побе­дил грех, истре­бил смерть и опу­сто­шил ад (свт. Иоанн Зла­то­уст. Сло­во огла­си­тель­ное на Свя­тую Пас­ху). Хри­стос одо­лел неиз­беж­ность смер­ти и все­общ­ность зла, и мы смот­рим на их пора­же­ние гла­за­ми веры уже из жиз­ни буду­ще­го века, с Пас­халь­ной высоты.

Вос­ста­ние Гос­по­да из гро­ба напо­ми­на­ет нам не толь­ко о самом важ­ном собы­тии минув­ше­го, но и сви­де­тель­ству­ет о гря­ду­щем все­об­щем вос­кре­се­нии, ибо если мы веру­ем, что Иисус умер и вос­крес, то и умер­ших в Иису­се Бог при­ве­дет с Ним (1 Фес. 4:14). Нам же необ­хо­ди­мо через испол­не­ние запо­ве­дей Гос­под­них, через совер­ше­ние дел люб­ви и мило­сер­дия, через уча­стие в та́инственной жиз­ни Церк­ви при­со­еди­нить­ся к Хри­сто­вой побе­де и остать­ся вер­ным Ему до кон­ца, памя­туя сло­ва Свя­щен­но­го Писа­ния: тер­пе­ние нуж­но вам, что­бы, испол­нив волю Божию, полу­чить обе­щан­ное (Евр. 10:36).

А посе­му, воз­люб­лен­ные бра­тья и сест­ры, по сло­ву апо­сто­ла, не остав­ляй­те упо­ва­ния ваше­го, кото­ро­му пред­сто­ит вели­кое воз­да­я­ние (Евр. 10:35). И пусть празд­ник Вос­кре­се­ния Гос­по­да Иису­са будет неиз­мен­ным напо­ми­на­ни­ем об этих нелож­ных Боже­ствен­ных обе­ща­ни­ях, даю­щих нам надеж­ду и силы в самых слож­ных обсто­я­тель­ствах. Пусть это тор­же­ство вдох­нов­ля­ет всех нас жить в вере и люб­ви, зная, что ни смерть, ни стра­да­ния, ни зло не спо­соб­ны одо­леть нас, если мы со Хри­стом и во Хри­сте, побе­див­шем грех, смерть и вся­кую неправду.

Будем же празд­но­вать Пас­ху Гос­под­ню чисто­той жиз­ни, бла­го­нра­ви­ем и доб­ры­ми дела­ми (свт. Афа­на­сий Вели­кий. Деся­тое пас­халь­ное посла­ние), дабы, пре­об­ра­жа­ясь в ново­го чело­ве­ка во Хри­сте и слу­жа Богу живо­му и истин­но­му, ожи­дать с небес Сына Его, Кото­ро­го Он вос­кре­сил из мерт­вых, Иису­са, избав­ля­ю­ще­го нас от гря­ду­ще­го гне­ва (1 Фес. 1:9 – 10). Аминь!

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Пас­ха Христова

2024 год

Другие новости

Принесение Казанской иконы Божией Матери

Принесение Казанской иконы Божией Матери

20 октяб­ря состо­я­лось при­не­се­ние Казан­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри из Свя­то-Тро­иц­кой Сер­ги­е­вой Лав­ры в Бого­ро­ди­це­рож­де­ствен­ский собор Оре­хо­во-Зуе­ва. В тече­ние трёх дней все жела­ю­щие могут покло­нить­ся иконе Цари­цы Небесной.

читать далее
Престольный праздник

Престольный праздник

28 сен­тяб­ря – осо­бен­ный день для Никит­ско­го Быва­лин­ско­го жен­ско­го мона­сты­ря. В этот день отме­ча­ет­ся пре­столь­ный празд­ник – день памя­ти свя­то­го вели­ко­му­че­ни­ка и чудо­твор­ца Ники­ты Готфского.

читать далее