11 февраля 2024 года в Никитском Бывалинском женском монастыре по благословению настоятельницы игумении Капитолины (Филиппенко) прошел Вечер памяти новомучеников и исповедников Российских.
Вспоминали минувшие времена гонений, подвиг горячо верующих людей, не устрашившихся даже самой смерти и твердо исповедавших веру православную. Они своей кровью буквально пропитали землю некогда Святой Руси, пополнили светлые ряды мучеников и исповедников, подавая пример нам, своим потомкам.
Среди пострадавших от безбожной власти были и представители Бывалинского храма. Игумен Иоасаф (Крымзин), иеромонах Петр (Мамонтов) и священник Михаил Садиков.
Родственников последнего удалось найти еще в начале 2010‑х годов игумену Амвросию (Шевчуку). И на вечере памяти у всех собравшихся была возможность увидеть и пообщаться с людьми, чей прадед был расстрелян только лишь за то, что носил священный сан. Отец Михаил служил в Никитском храме в годы октябрьского переворота. Известно, что при нем были отреставрированы многие иконы (об этом свидетельствуют надписи на обороте некоторых сохранившихся образов). Кроме того, отец Михаил вел летопись храма, где, в частности, описаны и происходившие в стране события. В записи за 1917 год читаем: «В октябре месяце произошел Государственный переворот, власть перешла к партии социалистов – большевиков (коммунистов). Началась ломка не только государственных порядков, но и социального строя, что от этого произошло – это дни Истории. Одно только считаю нужным записать, весь народ разделился на два лагеря – буржуи и пролетарий, при чем последние были больше, чем полноправные граждане, а первые меньше, чем рабы».
Огромной любовью и уважением был наполнен рассказ правнука отца Михаила Евгения Георгиевича Крапивянского о нелегкой судьбе прадеда. Потребовалось приложить немало усилий, чтобы просто узнать какие-нибудь сведения о пропавшим без вести родственнике. Батюшка не только не отрекся от веры при аресте, но еще и сумел каким-то образом скрыть сам факт существования у себя многодетной семьи, объявив себя одиноким. Как и многие в тот страшный 1937 год, священник Михаил Садиков был расстрелян на Бутовском полигоне 8 декабря.
А несколькими днями ранее, 2 декабря того же, 1937 года, на том же полигоне приняли мученическую кончину еще два священнослужителя, судьба которых связана с Бывалинским монастырем — игумен Иоасаф (Крымзин) и иеромонах Петр (Мамонтов). Родились оба батюшки в 1880 году и даже одного числа – 7, только в разные месяцы: отец Петр в июне, а отец Иоасаф в сентябре. Оба избрали для себя иноческую стезю, которой и держались до конца своей земной жизни. Оба были насельниками Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря, после закрытия которого вместе продолжили свое служение в Никитском Бывалинском храме, где и были арестованы в ноябре 1937 года.
Вечер памяти новомучеников собрал сестер, клириков и прихожан Бывалинского монастыря, воспитанников НУСО «Детский корпус «Никита», учащихся воскресной школы для очень важной миссии – чествования памяти о страданиях и подвигах людей, которые жили не в первые века христианства, не в далекой древности, а незадолго до нас. Еще можно найти людей, если не тех, кто был знаком с ними лично, то тех, кто слышал рассказы живых свидетелей той эпохи. Скупые официальные документы, семейные предания и людская память сохранили, несмотря ни на что, сведения о великих людях ушедшей эпохи. Наша задача, как их наследников – зафиксировать и сохранить все известные данные. И, безусловно, обращаться за помощью и поддержкой к землякам и сродникам нашим в молитвах.
Святии новомученицы и исповедницы Российстии, молите Бога о нас!