Рождественское послание Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА

Воз­люб­лен­ные о Гос­по­де архи­пас­ты­ри,
все­чест­ные пре­сви­те­ры и диа­ко­ны, бого­лю­би­вые ино­ки и ино­ки­ни,
доро­гие бра­тья и сёстры!

Неиз­ре­чен­ная любовь Божия собра­ла нас ныне, что­бы в един­стве духа и сою­зе мира (Еф. 4, 3) встре­тить один из наи­бо­лее тор­же­ствен­ных и вме­сте с тем таин­ствен­ных празд­ни­ков Церк­ви – Рож­де­ство Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста. Про­слав­ляя при­ше­ствие в мир Спа­си­те­ля, сер­деч­но поздрав­ляю всех вас, мои доро­гие, с этим радост­ным собы­ти­ем, открыв­шим новую эпо­ху в отно­ше­ни­ях меж­ду Богом и людьми.

Каж­дый раз вгля­ды­ва­ясь в про­изо­шед­шее два тыся­че­ле­тия назад, мы пыта­ем­ся постичь вели­чие чуда Бого­во­пло­ще­ния и не пере­ста­ём удив­лять­ся бла­го­сти и мило­сти наше­го Созда­те­ля. На про­тя­же­нии дол­гих веков чело­ве­че­ство томи­лось в напря­жён­ном ожи­да­нии обе­щан­но­го Гос­по­дом При­ми­ри­те­ля (Быт. 49, 10): Царя пра­вед­но­го и спа­са­ю­ще­го (Зах. 9, 9), на имя Кото­ро­го будут упо­вать наро­ды (Ис. 42, 4). И вот, когда, нако­нец, насту­пи­ла пол­но­та вре­мён, Мла­де­нец родил­ся нам (Ис. 9, 6), дабы вся­кий веру­ю­щий в Него не погиб, но имел жизнь веч­ную (Ин. 3, 16). Любовь Божия, пре­вос­хо­дя­щая разу­ме­ние (Еф. 3, 19), посла­ла в мир не хода­тая, не анге­ла, не силь­но­го и могу­ще­ствен­но­го пра­ви­те­ля, как дума­ли люди, – Сам Бог вопло­тил­ся, что­бы осво­бо­дить чело­ве­ка от вла­сти гре­ха и зла.

Достой­но изум­ле­ния, что вели­чай­шее в исто­рии собы­тие, о кото­ром воз­ве­ща­ли вет­хо­за­вет­ные про­ро­ки и кото­рое пред­чув­ство­ва­ли даже выда­ю­щи­е­ся мыс­ли­те­ли древ­но­сти, свер­ши­лось столь скром­но и внешне непри­мет­но. Спал Виф­ле­ем. Спал Иеру­са­лим. Спа­ла вся Иудея. Гос­подь Все­дер­жи­тель – Царь царей и Вла­ды­ка Все­лен­ной – явил­ся миру не под тор­же­ствен­ные зву­ки труб­но­го гла­са (Пс. 150, 3) и все­об­ще­го лико­ва­ния, но сми­рен­но и крот­ко, в ноч­ной тиши убо­гой пеще­ры, вос­пе­ва­е­мый сон­мом анге­лов и немно­ги­ми пас­ту­ха­ми, при­шед­ши­ми посмот­реть, что слу­чи­лось (Лк. 2, 15).

В самом нача­ле Сво­е­го зем­но­го пути Гос­подь слов­но хочет «в пре­де­лах уни­же­ния пока­зать образ доб­ро­де­те­ли», – раз­мыш­ля­ет свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст. Так бла­го­род­но посту­па­ет толь­ко совер­шен­ная любовь, кото­рая не ищет сво­е­го (1 Кор. 13, 4 – 5), не выстав­ля­ет себя напо­каз и не тре­бу­ет почё­та и сла­вы, но гото­ва пере­но­сить ради поль­зы ближ­них все лише­ния и скор­би. «Имен­но поэто­му,– про­дол­жа­ет все­лен­ский учи­тель Церк­ви, – Гос­подь при­ни­ма­ет моё тело, что­бы я вме­стил Его Сло­во, и, при­няв мою плоть, даёт мне Сво­е­го Духа, что­бы, и давая, и при­ни­мая, сооб­щить мне сокро­ви­ще жиз­ни» (Сло­во на Рож­де­ство Хри­сто­во). В этом и откры­лась нам пре­и­зобиль­ная любовь Божия, что мы полу­чи­ли истин­ное сокро­ви­ще жиз­ни – Само­го Гос­по­да, из Кото­ро­го всё, Им и к Нему (Рим. 11, 36).

Любовь – насто­я­щая при­чи­на и дви­жу­щая сила Боже­ствен­ных поступ­ков. Он при­вёл в бытие мир и сотво­рил чело­ве­ка, щед­ро наде­лив его дара­ми. По люб­ви при­шёл спа­сти его, когда тот отпал от обще­ния со сво­им Твор­цом. По пред­на­зна­че­нию Созда­те­ля весь смысл чело­ве­че­ской жиз­ни заклю­ча­ет­ся в том, что­бы и мы люби­ли друг дру­га (Ин. 14, 34). Но как это­го достичь в мире, где столь­ко зла и нена­ви­сти? Для это­го преж­де все­го необ­хо­ди­мо открыть и отдать своё серд­це Богу. Толь­ко Он может изме­нить и рас­ши­рить его, что­бы оно, ныне такое немощ­ное и огра­ни­чен­ное, ста­ло спо­соб­ным вме­стить в себя и ближ­них, и даль­них, и бла­го­тво­ря­щих, и оби­дя­щих нас – всех тех, кого мы при­зва­ны любить по запо­ве­ди Хри­сто­вой, под­ра­жая в совер­шен­стве наше­му Небес­но­му Отцу (Мф. 5, 48).

Скло­ня­ясь в молит­ве перед Ново­рож­ден­ным Богом­ла­ден­цем, поду­ма­ем, а какой же дар пред­ло­жим Вла­ды­ке Все­лен­ной? Может ли быть вооб­ще нечто достой­ное и сораз­мер­ное вели­чию Пре­веч­но­го Твор­ца? Да, есть такой цен­ный дар, кото­ро­го более все­го жела­ет Гос­подь: наше сми­рен­ное, любя­щее и милу­ю­щее серд­це. Будем же про­слав­лять Вопло­тив­ше­го­ся Хри­ста не толь­ко пре­крас­ны­ми пес­но­пе­ни­я­ми и поздра­ви­тель­ны­ми сооб­ще­ни­я­ми, но преж­де все­го – доб­ры­ми дела­ми. Поде­лим­ся свет­лой рож­де­ствен­ской радо­стью с нуж­да­ю­щи­ми­ся, согре­ем нашей забо­той ближ­них, посе­тим боль­ных и обре­ме­нён­ных скор­бя­ми. Уте­шим и под­дер­жим уны­ва­ю­щих, покро­ем молит­вой всех в смя­те­нии и печа­ли сущих.

Вели­кая спа­си­тель­ная сила люб­ви исце­ля­ет рав­но­ду­шие и зло­бу, вра­чу­ет нена­висть и оби­ды. Она смяг­ча­ет нра­вы оже­сто­чён­ных и исправ­ля­ет мно­гие кри­виз­ны обще­ствен­ных отно­ше­ний! Если будем посту­пать так, воис­ти­ну испол­ним своё высо­кое хри­сти­ан­ское при­зва­ние, ибо этим изли­я­ни­ем люб­ви, по сло­ву пре­по­доб­но­го Иса­а­ка Сири­на, мы упо­доб­ля­ем­ся Богу (Сло­ва подвиж­ни­че­ские. 48).

Тай­на Бого­во­пло­ще­ния – это тай­на реаль­но­го при­сут­ствия Бога в мире. Апо­стол и еван­ге­лист Иоанн, про­зре­вая жизнь буду­ще­го века, сви­де­тель­ству­ет о все­це­лом пре­бы­ва­нии Гос­по­да с людь­ми: «Он будет оби­тать с ними; они будут Его наро­дом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Откр. 21, 3). Одна­ко эта неиз­ре­чен­ная тай­на Боже­ствен­но­го при­сут­ствия начи­на­ет осу­ществ­лять­ся уже здесь, на зем­ле, ибо с Рож­де­ством Спа­си­те­ля испол­ни­лось вре­мя и при­бли­зи­лось Цар­ствие Небес­ное (Мк. 1, 15). Мы зри­мо вхо­дим в эту реаль­ность, обра­зуя Еди­ную Свя­тую Цер­ковь Хри­сто­ву, чрез Кото­рую все мы, мои доро­гие, явля­ем­ся послан­ни­ка­ми и пред­ста­ви­те­ля­ми сего Выш­не­го Цар­ствия люб­ви. Это уди­ви­тель­ное и глу­бо­кое пере­жи­ва­ние «с нами Бог» состав­ля­ет сущ­ность тáин­ствен­ной, сокро­вен­ной жиз­ни Церкви.

Будем пом­нить о том, что, если Сам Все­дер­жи­тель – Аль­фа и Оме­га, нача­ло и конец, пер­вый и послед­ний (Откр. 22, 13) – заклю­чил в Свои объ­я­тия чело­ве­че­скую исто­рию и обе­щал пре­быть с нами во все дни до скон­ча­ния века (Мф. 28, 20), то нам нече­го стра­шить­ся и боять­ся тре­вож­ных обсто­я­тельств нынеш­не­го вре­ме­ни. Откли­ка­ясь на вели­кую любовь Спа­си­те­ля, научим­ся же пол­но­стью вве­рять себя Гос­по­ду и упо­вать на Его бла­гой Про­мысл, дабы и до Вто­ро­го слав­но­го при­ше­ствия Хри­сто­ва даже до послед­них зем­ли (Ис. 8, 9) с дерз­но­ве­ни­ем и радо­стью свидетельствовать,

яко с нами Бог!

+ КИРИЛЛ
ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Рож­де­ство Хри­сто­во
2023 / 2024 г.
Москва

Другие новости

Принесение Казанской иконы Божией Матери

Принесение Казанской иконы Божией Матери

20 октяб­ря состо­я­лось при­не­се­ние Казан­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри из Свя­то-Тро­иц­кой Сер­ги­е­вой Лав­ры в Бого­ро­ди­це­рож­де­ствен­ский собор Оре­хо­во-Зуе­ва. В тече­ние трёх дней все жела­ю­щие могут покло­нить­ся иконе Цари­цы Небесной.

читать далее
Престольный праздник

Престольный праздник

28 сен­тяб­ря – осо­бен­ный день для Никит­ско­го Быва­лин­ско­го жен­ско­го мона­сты­ря. В этот день отме­ча­ет­ся пре­столь­ный празд­ник – день памя­ти свя­то­го вели­ко­му­че­ни­ка и чудо­твор­ца Ники­ты Готфского.

читать далее